Владислав Скобелев Все статьи автора
19 июня 2019, 07:57 7140

Пострадали от политики. Статьи о российских IT–компаниях в зарубежных СМИ снижают продажи их софта

Фото: Vostock-Photo

Российские аналитики выяснили, что освещение деятельности отечественных IT–компаний в зарубежных СМИ негативно влияет на продажи их софта. Но есть и плюсы.

Исследование некоммерческого партнерства "Руссофт" гласит, что за последние 2 года 73% статей в зарубежных СМИ негативно описывали деятельность наших разработчиков. Позитивный образ российского софта создают только 13% публикаций. Еще 14% материалов носят "неоднозначный" характер.

Открывай — не бойся, закрывай — не плачь. Вредоносные письма все чаще приводят к печальным последствиям

Открывай — не бойся, закрывай — не плачь. Вредоносные письма все чаще приводят к печальным последствиям

391
Владислав Скобелев

В рамках того же исследования высказались и сами разработчики. По их оценкам, отношение к России в западных СМИ влияет на рынок в основном негативно (45% респондентов). В 2018 году этот показатель составлял 35%, годом ранее — 30%.

Очевидно, что массовый интерес к этой теме появился за рубежом в 2014 году. Рассуждения на тему "русских хакеров" появлялись, конечно, и раньше — тогда, по мнению иностранных журналистов, среди российских разработчиков были сплошь киберпреступники, распространяющие вирусы и атакующие счета иностранных банков.

"После 2014 года, если верить англоязычным СМИ, почти все российские злоумышленники оставили в покое банки, решив вмешаться в выборы в США, Европе и на постсоветском пространстве, а также заниматься шпионской деятельностью", — говорится в исследовании.

Моя хата с краю

Официальный представитель министерства иностранных дел России Мария Захарова в разговоре с корреспондентом "ДП" подчеркивает, что отечественные IT–разработчики были готовы предложить миру "не просто качественный, а суперкачественный продукт".

Однако сдерживающим фактором развития глобального рынка стала политика.

Выгоды от ума. Проект умного города от Сбербанка вызывает много вопросов

Выгоды от ума. Проект умного города от Сбербанка вызывает много вопросов

867
Владислав Скобелев

"Наши западные партнеры много лет приглашали нас в свободную глобальную конкуренцию. Но, когда мы действительно как страна, как частные предприниматели стали пользоваться благами свободной конкуренции, это всех перестало устраивать по целому ряду направлений", — подчеркнула Мария Захарова.

По словам экспертов, сегодня российским IT–компаниям зачастую трудно найти клиента за рубежом, потому что тот руководствуется формулой "как бы чего не вышло". В результате так называемая "российскость" бизнеса сдерживает развитие не только крупных компаний, но и стартапов.

"К сожалению, в сложившейся ситуации срикошетило на всех. Бывает, мы слышим: да, у вас крутые айтишники, но переносите компанию в нашу юрисдикцию, и тогда мы будем с вами работать. Но даже в этом случае нам придется подозревать вас в чем–то нехорошем", — рассказывает директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко.

Главный редактор изданий группы компаний Comnews Леонид Коник говорит, что некоторые компании, которые прежде гордо именовали себя российскими, сегодня предпочитают не вспоминать о своих корнях.

"Они спешно регистрируют офисы за рубежом и переходят в иную юрисдикцию. Показательный пример: несколько лет назад екатеринбургская компания InfiNet Wireless, разрабатывающая отчасти уникальное беспроводное оборудование, зарегистрировала штаб–квартиру на Мальте, и теперь она под страхом смертной казни не хочет называться российской", — отмечает эксперт.

Карта софта

Любопытно, что уровень неприятия российского софта в каждой стране разный, это зависит и от типа ПО. Например, в Соединенных Штатах продать услуги кибербезопасности не получится, зато охотно покупают гостиничный софт.

Кибербезопасность также сложно продать в Германии, но проще во Франции; сложно в богатых арабских странах вроде ОАЭ или Саудовской Аравии, но проще в более бедных — Египте или Йемене.

Никаких санкций "российскость" ПО не приносит во Вьетнаме, Таиланде, Индонезии. Для Юго–Восточной Азии, кроме Индии и Китая, российское происхождение скорее плюс, уверены эксперты.

Согласно результатам исследования "Руссофт", чаще всего в негативном контексте упоминалась "Лаборатория Касперского" в связи с подозрениями в шпионаже. В самой компании признают негативное влияние западных медиа на продажи, но подчеркивают, что во многом такие новости — это "оружие двойного назначения".

"Для нас это паблисити. В тех странах, где есть интерес, который не ассоциирован с национальным происхождением, у нас виден всплеск продаж. Так, рост наблюдается на Ближнем Востоке, есть проекты национального масштаба в Африке", — рассказывает директор по развитию бизнеса "Лаборатории Касперского" Александр Моисеев.

В свою очередь, вице–президент ГК InfoWatch Рустем Хайретдинов подчеркивает, что масла в огонь подливают в самой России — как предприниматели, так и СМИ.

"Особенно страдают производители с патриотической позицией, как у нас. Получишь контракт — распил, не получишь — бездарная поделка. При этом за действительно "костыльный" израильский софт впрягается вся мощь Израиля", — считает представитель компании.

Любопытно, что действия СМИ накладываются и на другие стереотипы о России. В частности, Александр Гончаренко, генеральный директор компании Axghouse Antipiracy (разрабатывает софт для автоматического поиска пиратского контента в сети), рассказывает, что российское ПО "воспринимается не самым лучшим образом на западном рынке из–за отношения к авторскому праву".

"На первых порах мы взаимодействовали со множеством разработчиков, в том числе из России. И когда об этом узнал один из правообладателей, он предложил нам заменить этого разработчика, поскольку был уверен, что в России не уважают авторские права", — вспоминает глава компании.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама