Оммаж. Художники-нонконформисты в галерее "Сарай"

 

В 1979–м в Ленинградском доме самодеятельного творчества на Рубинштейна состоялась выставка художников–нонконформистов. Нонконформистами их стали называть не так давно, а тогда это была дружеская компания независимых художников, которым были нипочем советские порядки. Одним из поводов сделать выставку были круглые даты трех ее участников: Владлену Гаврильчику исполнилось 50, Анатолию Полушкину — 40, а Валерию Вальрану — 30. По нынешним временам экспозиция вышла вегетарианская: художники представили свои новые натюрморты. Ни политики, ни скандальных тем — только живопись. Впрочем, такая живопись, которая не прошла бы ни один худсовет. Гаврильчика, Полушкина и Вальрана объединяла любовь к примитивистскому искусству и авангарду начала ХХ века. В советский канон ни то ни другое не входило. Выставка была уже не первой для нонконформистов. Ей предшествовали в середине 1970–х большие коллективные проекты в домах культуры Газа, Орджоникидзе и "Невский". В честь двух из них андеграундное сообщество было названо "газа–невской культурой". Так, на правах самодеятельности, и могли показывать свои работы те, для кого двери Союза художников были закрыты. Кстати, в этом же Доме самодеятельности на Рубинштейна в 1981–м будет организован первый в СССР рок–клуб.
Несколько натюрмортов с экспозиции 1979–го, а также работы разных лет ее участников выставлены 40 лет спустя в галерее "Сарай" Музея Анны Ахматовой. Гаврильчику в этом году исполнилось бы 90, Полушкин празднует 80–летие, а Вальран — 70–летие. Хотя это не историческая реконструкция, здесь можно увидеть фотографии тех лет, вырезку из газеты "Смена" с рецензией коллекционера Николая Благодатова и материалы предыдущего мемориального проекта 1996 года в галерее "Спас".
По сути дела, выставка в Ахматовском — оммаж. Оммаж ушедшему 2 года назад чудесному петербургскому примитивисту, оммаж ленинградской независимой культуре, которая вдохновляет все новые и новые поколения художников жить искусством на свой лад. До исторической экспозиции еще дело дойдет, сейчас важнее продлевать их опыт художественной свободы.
Станислав Савицкий, арт–критик