Георгий Вермишев Все статьи автора
12 июня 2019, 10:05 1130

Учимся догонять время. Как будет выглядеть высшее образование в будущем

Фото: vostock-photo

Мечтатели уверяют, что в будущем высшее образование не потребует значительных усилий. Достаточно будет вставить новую карту памяти в нужный слот в голове.

Если вовремя подзаряжать мозг, этого должно быть достаточно, чтобы знать все о предмете. Критики на это возразят: "Википедия" и "Гугл" под рукой есть и сейчас, но разве люди стали от этого умнее? Так что даже киборгам придется учиться думать.

Большая перемена. Рейтинг высших учебных заведений

Большая перемена. Рейтинг высших учебных заведений

14975
Редакция

Конечно, описанная выше ситуация скорее из области научной фантастики. Но суть дилеммы по большому счету актуальна и сегодня. Мир меняется быстро — слишком быстро, чтобы классическое образование поспевало за ним. Одновременно и знаний в открытом доступе стало слишком много. Легко потеряться. Вузам в этой ситуации совершенно точно придется меняться, но как?

Лоцман в море знаний

"Информацию можно сравнить с водой. Раньше вуз был оазисом, в котором эта вода есть, а преподаватель был Моисеем, который выбивает ее из скалы. А сейчас у нас картина Айвазовского "Девятый вал", — говорит директор консалтинговой компании Martal Spb Игорь Рождественский. — Скилл по поиску воды в море не столь востребован. Востребованы услуги лоцмана".

Одновременно требования к срокам обучения повышаются. Тратить несколько лет на переквалификацию люди не готовы, поэтому длинные программы (которые сейчас вузу надо еще подготовить и согласовать, на это уходит много времени) будут уступать место небольшим курсам, считает эксперт. Именно такой подход даст конкурентные преимущества на меняющемся рынке труда, где пара "работник — работодатель" постепенно вытесняется парой "заказчик — исполнитель". Заказчику не важен послужной список и диплом, ему нужен специалист, способный решить конкретную задачу. Важно быстро обучиться навыкам, которые позволят это сделать.

Естественно, это не отменяет необходимости базового фундамента, который "поставит мозги на место" и научит человека мыслить и выявлять базовые закономерности. Как пример работающей модели — 3 года бакалавриата и затем короткие курсы обучения всю жизнь.

"В моем представлении университет станет точкой сбора различных специалистов, — говорит Игорь Рождественский. — Уже сейчас размывается граница между профессором и студентом. В ВШЭ студенты преподают SMM, потому что они лучше его знают. Студенты будут приходить со своими задачами, чтобы научиться, как их решать. У штатного профессора в этой ситуации может быть роль не провайдера знания, а модератора процесса обучения".

Образованность — удел элит?

Решающий фактор. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин — о победителе рейтинга "ДП"

Решающий фактор. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин — о победителе рейтинга "ДП"

2436
Георгий Вермишев

Работа с таким "модератором знаний" предполагает личный контакт, а это может оказаться дорогим удовольствием в будущем, где мир смещается в онлайн. В результате система высшего образования может разделиться на элитарную и более доступную широким слоям, считает заместитель директора центра новых образовательных технологий СПбГЭТУ "ЛЭТИ" Николай Токарев.

Да, сейчас в интернете появляется огромное количество онлайн–курсов, но это иллюзия доступности. Ажиотаж вокруг дистанционного обучения сходит на нет. Фундаментальная наука в интернете представлена лишь разрозненными курсами, они могут помочь студенту освоить материал, но точно не дадут системного знания.

"Фундаментальное образование предполагает личный контакт с преподавателем, — говорит Николай Токарев. — Тут нужна школа, нужен долгий семинар, нужны люди, которые этим занимаются по 30–50 лет. У них в лабораториях, на их семинарах наука–то и создается".

По мнению эксперта, чтобы работать простым операционистом, человеку не обязательно будет осваивать азы высшей математики или теоретической физики. Обучение профессии отойдет корпоративным университетам, когда работодатель будет прямо приглашать абитуриентов к себе.

А фундаментальное образование станет элитарным. Вузы будут готовить людей, которые проектируют системы, а корпорации — людей для обслуживания этих систем, считает Николай Токарев.

Сотрудничество с вузом

Впрочем, пока корпорации больше склонны не к конкуренции, а к кооперации с крупнейшими образовательными площадками. Работодатели совместно с вузами разрабатывают программы обучения, чтобы вырастить специалистов, способных выполнять актуальные задачи. В этом смысле будущее за более индивидуализированным обучением, когда в одной группе учатся люди, которые в итоге получат разные специальности.

"Причем сама программа по ходу обучения будет постоянно меняться, — считает директор по связям с университетами в Mail.ru Group Сергей Марданов. — Если раньше корпорации стояли на выходе и ждали выпускников, то теперь они работают вместе с системой образования. Например, у нас есть образовательные проекты в семи ведущих российских вузах. Более того, бизнес уже помогает вузам работать с абитуриентами на входе — компании занимаются профориентацией и с вузами проводят олимпиады для школьников".

На индивидуализации настаивает и ректор Университета ИТМО Владимир Васильев. В его вузе первые 2 года студенты получают фундаментальные знания, затем уже определяется профиль. Ну а более высокий уровень подготовки доступен в магистратуре.

По словам Владимира Васильева, в среднем среди студентов одного года рождения примерно 5–7% хотят заниматься наукой, еще примерно 15% — это инноваторы, творческие люди, которые будут создавать собственное дело. Остальные — это непосредственно разработчики и конкретные исполнители.

"Больше всего меня пугает мысль о том, что все университеты должны быть одинаковыми, — говорит ректор ИТМО. — Это не так. Есть сугубо исследовательские университеты, их как раз примерно 5%. Другие готовят студентов к социализации, повышают качество интеллектуального потенциала своей страны. Это тоже замечательно. Мы все время пытаемся вывести какую–то среднюю, а надо работать по индивидуальному подходу. Важно то, что заложено в человеке, его мотивация и его выбор. Для этого нужно получать именно фундаментальное образование, а это не физика с математикой, а образ мышления".

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама