Диплом с ограниченным сроком годности

Регулирование вузовского образования не поспевает за изменяющейся экономической действительностью. Заниматься дизайном и содержанием учебных программ заведений могут и должны работодатели. Свое видение положения дел и путей модернизации профессиональной подготовки сформулировал ректор Санкт–Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП) Сергей Мордовин.

Состояние дел

Главная базовая проблема — стандарты. На их разработку уходило раньше, примерно как и сейчас, пару лет. А еще плюс 4–5 лет обучения в вузах. И это отставание от потребностей работодателя — как минимум в 6 лет — всех устраивало. Сегодня вузы готовят "генералов к давно прошедшей войне", и это всем стало очевидно.
Если оставить в стороне встречающуюся откровенно некачественную работу учебных заведений — а такое было всегда и, несомненно, всегда будет, то главная объективная причина — постоянное неизбежное изменение самого рабочего места и, соответственно, требований к компетенциям работника.
  1. Радикально уменьшить количество профессиональных стандартов, оставив только самые базовые, реально необходимые. Сами стандарты должны быть максимально гибкими: минимум жестких и максимум т. н. мягких. Это пожелание к Минтруду. Соответственно, и образовательные стандарты должны быть изменены точно таким же радикальным образом.
  2. Начать ориентировать вузы на подготовку не просто специалистов, а специалистов, умеющих (в данном случае речь идет именно об освоении технологий!) самостоятельно и постоянно учиться. Некоторые профессии попросту могут исчезнуть за долгое время обучения студентов, придется самостоятельно осваивать новые. И делать это неоднократно. Вариант профессии на всю жизнь сегодня уже не работает!
  3. Очень симпатичной выглядит идея, достаточно широко обсуждаемая на Западе: диплом с ограниченным сроком действия. Знания в наше время стремительно устаревают. Соответственно, ввести обязательное периодическое подтверждение работником компетенций в соответствии с актуальными требованиями рабочего места считал бы весьма полезным и действенным.
  4. Привлекать к преподаванию и аттестации студентов (начиная с первого дня обучения) представителей работодателей с предоставлением им права активно вмешиваться в дизайн / содержание программ. В этом смысле было бы неплохо вспомнить советский опыт создания втузов на базе крупных промышленных предприятий.

Резюме

Вузы, как и все другие учебные заведения в мире, готовят специалистов в лучшем случае в соответствии со вчерашними, если не позавчерашними, потребностями работодателей. Поэтому и не нужно упрекать их в подготовке специалистов, неготовых профессионально работать сразу после окончания. Будущих работников к этому надо готовить если не с детского сада, то со школьной скамьи. А работодатель, как наиболее заинтересованное лицо — главный стейкхолдер, — просто обязан сам активно участвовать в этом процессе.
Сергей Мордовин, ректор ИМИСП