За счет производителя

Петербургский фармацевтический рынок — один из самых крупных и стабильных, второй по емкости в стране.

По данным компании STADA, по итогам 2018 года в ценах конечного потребления он составил более 71 млрд рублей и 206 млн упаковок. Из этих объемов около 70% в денежном выражении и 86% в натуральном выражении составил аптечный сегмент. Однако из–за продолжающегося кризиса 2014 года темпы роста рынка на протяжении последних лет относительно невелики. Согласно информации RNC Pharma, если в 2015 году петербургский фармрынок показал увеличение на 15,9%, то в 2018 году этот показатель составил всего 7,1%.

Битва за клиента

"Объем аптечных продаж в прошлом году сокращался. Потребители искали возможности экономии и отчасти просто сокращали потребление конкретных видов продукции, отчасти уходили в сегмент супермаркетов, где эта продукция стоит дешевле", — поясняет Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании "АРЭНСИ Фарма".
Проблему падения спроса аптечные сети пытались решить с помощью отрицательной инфляции. "Цены на препараты в общей массе не повышались и даже корректировались вниз", — объясняет Николай Беспалов. В частности, с целью снижения конечных прайсов аптечные сети в 2018 году активно начали переходить на модель работы, основанную на бэк–марже производителей. "Это значит, что аптека продает препарат пациенту без наценки, получая свой доход за счет платежа от производителя, — объясняет Иван Глушков, заместитель генерального директора Stada CIS. — Для потребителя это хорошо, поскольку сдерживается рост цен, а для производителей — не очень. Небольшие производственные компании, не имеющие возможности оплачивать "входной билет" в аптеку, постепенно теряют рынок".
По мнению аналитиков DSM Group, в итоге рост рынка в 2018 году происходил за счет реализации продукции в двух ценовых сегментах — препаратов, относящихся к самой бюджетной категории "до 50 рублеи?", и дорогих лекарств и БАДов, стоимость которых превышает 500 рублеи?.
Несмотря на заметное падение спроса, петербургские фармпроизводители продолжают наращивать производство. Первую очередь нового завода в Пушкине площадью 20 тыс. м2 планирует к 2021 году запустить "Активный компонент" (инвестиции в проект составят не менее 2 млрд рублей. В 2019 году будет завершено строительство второй и третьей очередей завода "Вертекс" (общий объем вложений АО "Вертекс" в две очереди фармзавода превысит 4,4 млрд рублей). В марте разрешение на ввод второго этапа фармкомплекса стоимостью 3,051 млрд рублей в Стрельне получил "Биокад".

Цены не остановить

"Основная часть фармацевтического рынка финансируется из кармана пациента, — комментирует Иван Глушков. — По нашим подсчетам, более 70% лекарственных препаратов оплачивается пациентами самостоятельно, а доходы населения в реальном выражении падают 5–й год подряд. Ожидать восстановления темпов роста можно только одновременно с восстановлением роста экономики и доходов пациентов". Однако пока реальные денежные доходы населения продолжают падение. По оценке Росстата, в I квартале 2019 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года они снизились на 2,0%.
Тем не менее в текущем году возобновился рост цен. По словам Николая Беспалова, инфляция на лекарственные препараты уже превысила средний по экономике показатель. "Сейчас это происходит во многом за счет внедрения системы маркировки, затраты на которую включаются в стоимость препаратов", — поясняет эксперт. Он также отмечает, что помимо включения в стоимость препаратов затрат на маркировку в текущем году нас ждет старт процесса перерегистрации цен на препараты перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). В итоге в ряде случаев цена на такие препараты начнет сокращаться, но в целом потребители от этого не выиграют. "Производители, естественно, будут стремиться компенсировать свои потери за счет повышения цен на продукцию, которая в перечень ЖНВЛП не входит, — поясняет Николай Беспалов. — В итоге рост цен будет весьма значительным, можно ожидать 5–8%".
Ситуацию могут спасти государственные программы, которые стимулируют потребление лекарственных препаратов в госсегменте. "Здесь можно ожидать двузначных темпов роста рынка. В известном смысле за счет государственного сегмента рынок и будет развиваться в текущем году", — считает Николай Беспалов.

Раскинули сети

По мнению экспертов, противостоять стагнации рынка можно также путем масштабирования бизнеса. Ряд крупных игроков начали консолидацию как на розничном, так и на оптовом рынке еще в 2017 году, а в 2018 году этот процесс активно продолжился.
"Происходило это как за счет сделок, так и за счет схода с рынка отдельных игроков, место которых занимали более удачливые конкуренты", — рассказывает Николай Беспалов. Так, в 2017 году ГК "Эркафарм" (сети "Доктор Столетов", "Озерки") закрыла сделку по покупке у фармацевтической группы "Роста" аптек "Радуга", "Первая Помощь" и "Ладушка". Затем Межрегиональная розничная фармацевтическая компания поглотила 204 аптеки ГК "Фармакор" (сейчас работают под вывеской "36,6"). В 2018 году аптечная сеть "Мелодия здоровья" (принадлежит фармдистрибьютору "Катрен") в рамках реализации своей стратегии развития приобрела 13 точек сети аптек "Горные вершины", и сейчас "Мелодия здоровья" насчитывает 33 аптеки в Петербурге. В общей сложности в 2017 году в сегменте фармацевтической розницы было совершено около 50 сделок слияния и поглощения. Сделки 2018 года привели к тому, что суммарно топ–20 сетей выросли в 2018 году на 17% к аналогичному периоду 2017 года.
По мнению аналитиков DSM Group, несмотря на большое количество работающих аптек и сложности, которые в последнее время есть на рынке, аптечная розница остается привлекательной для открытия новых точек продаж и появления новых игроков. Это, в частности, подтверждается и планами крупнейшего ретейлера "Магнит" по развитию собственного направления "Магнит Аптеки". В ноябре 2018 года ретейлер приобрел активы одного из крупнейших фармдистрибьюторов страны "СИА Групп", а в 2019 году намерен открыть более 100 аптек в Петербурге и Ленинградской области.