Поднять на щит

Доля госкомпаний в лизинговом портфеле растет. ПМЭФ — площадка, на которой они заключают крупнейшие для отрасли сделки.

Объем нового бизнеса (стоимость переданного лизингового имущества без НДС) в России по итогам 2018 года вырос на 20% и составил рекордные 1,31 трлн рублей, подсчитали в агентстве "Эксперт РА".
Концентрация нового бизнеса в госкомпаниях сохранилась на уровне 57%, при этом в лизинговом портфеле их доля выросла с 56 до 65% благодаря долгосрочному характеру новых договоров с ж / д техникой.

Исполнение желаний

Заключенные на ПМЭФ контракты вносят вклад в общий объем рынка. В основном здесь заключаются крупные сделки между госкорпорациями. "Эти сделки касаются больших программ по лизингу кораблей, авиационной и железнодорожной техники, то есть тех контрактов, которые аналитические агентства чаще всего "выносят за скобку", говоря о развитии нашего рынка", — рассказывает Олег Заглядин, генеральный директор компании Carcade.
Так, на прошлогоднем форуме "ВЭБ–лизинг", Внешэкономбанк и "Роснефть" подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве по лизинговым сделкам общим объемом до 400 млрд рублей. Кроме того, "ВЭБ–лизинг" и "Вертолеты России" договорились о продвижении гражданских вертолетов на зарубежных рынках. Сбербанк и "Газпром нефть" подписали соглашение о создании совместного предприятия для покупки в лизинг бурового оборудования.
"Все это формально добавило рынку чуть меньше 1 трлн рублей объема нового бизнеса. Но к этим цифрам стоит относиться с большой осторожностью, так как процент реального исполнения этих соглашений может оказаться невысоким", — считает Олег Заглядин.
По словам Андрея Гладкова, генерального директора АО "Лизинговая компания "КАМАЗ", именно на ПМЭФ мы можем провести встречи с главами предприятий, интересных нам с точки зрения бизнеса, так же как с представителями администрации регионов. Это очень удобно и результативно и, безусловно, положительно влияет на состояние регионального рынка лизинга.
В 2018 году его компания в рамках ПМЭФ провела переговоры с несколькими потенциальными партнерами, которые завершились заключением контрактов с крупными компаниями региона: ООО "Монополия", ООО "ТК Эксис", ТЭК "НОРД–ВЕСТ", ООО "Стелл Экспедишн". Суммарно по данным контрактам было передано в лизинг более 280 единиц автотехники. Это составило 10% от всего объема переданных в лизинг грузовых автомобилей полной массой 14–40 т в 2018 году в Петербурге и Ленобласти, оценивают в лизинговой компании.
Новые лизинговые сделки также обеспечивают инфраструктурные проекты, о реализации которых становится известно на ПМЭФ. И здесь частные лизингодатели способны конкурировать с госкомпаниями за поставку техники подрядчикам. "Основной уклон финансово–экономических блоков форума направлен на развитие инфраструктурных проектов с длительными сроками окупаемости либо же на стратегические проекты, а инвестирование в подобные масштабные, не всегда коммерчески обоснованные решения — прерогатива финансовых госкорпораций. Наш фокус развития — предоставление современных финансовых решений для предприятий малого и среднего бизнеса. Участие нашей компании происходит непосредственно при реализации решений ПМЭФ, где мы предоставляем технику и оборудование подрядчикам проектов", — говорит Сергей Жарков, коммерческий директор компании "Интерлизинг".

Драйверы лизинга

Несмотря на рост рынка лизинга, его сегменты движутся разнонаправленно, исходя из влияния экономической ситуации на конкретные отрасли. Так, авиализинг и лизинг сельхозтехники в 2018 году показали отрицательный рост (–17% и –28% соответственно), а лизинг железнодорожного транспорта вырос почти на 50%.
"В последнее время отмечается увеличение объемов лизинга пассажирских вагонов. Пригородные пассажирские компании все активнее начинают пользоваться инструментом финансовой аренды. В I квартале 2019 года совершены довольно крупные сделки с Центральной ППК", — констатирует Сергей Храмагин, генеральный директор ПАО "ГТЛК".
"ВТБ Лизинг" по итогам прошлого года увеличил объем нового бизнеса более чем в 1,5 раза (свыше 158 млрд рублей) и по данному показателю вошел в тройку крупнейших игроков на рынке. Портфель "ВТБ Лизинг" по итогам года составил 575,5 млрд рублей. Мы предоставили клиентам более 21 тыс. железнодорожных вагонов и порядка 30 тыс. транспортных средств, увеличив показатели предыдущего года", — рассказал Дмитрий Ивантер, генеральный директор "ВТБ Лизинг".
"На рынке происходит достаточно резкое разделение на сегменты гослизинга, где объем нового бизнеса больше связан с изменением политической ситуации и крупными госпроектами, в силу чего имеет непредсказуемую динамику, и сегмент коммерческого лизинга, который растет, как это ни парадоксально, благодаря экономическим сложностям, которые испытывает малый и средний бизнес. В условиях падения доходов и роста налоговой нагрузки предприниматели начинают активнее смотреть на более сложные, но финансово эффективные решения", — комментирует Олег Заглядин.
Автолизинг остается наиболее стабильным и крупнейшим розничным сегментом рынка. По данным "Эксперт РА", за 2018 год его объем увеличился на 19% и составил 453 млрд рублей. В совокупном объеме нового бизнеса доля автолизинга составила около 35%.
"Именно автолизинг является сегодня драйвером развития всей отрасли. Среди основных трендов — развитие таксомоторных парков и каршеринга в крупных туристических городах России, в частности в Петербурге. Доля лизинговых продаж легковых автомобилей в 2018 году составила 10,3%. Ожидаем, что этот показатель будет не меньше и в 2019 году", — рассчитывают в компании "Европлан".
По словам Дмитрия Ивантера, "ВТБ Лизинг" в прошлом году увеличил объем нового бизнеса в Петербурге в сегменте легковых автомобилей почти на 30%: "В этом году мы также ожидаем рост рынка, среди основных факторов — конкурсы комитета по транспорту Санкт–Петербурга на закупку общественного транспорта. Компании будут пополнять свой автопарк автобусами большей вместимости".
"Увеличение объемов нового бизнеса в сегменте лизинга автотранспорта в первую очередь связано со стимулированием этого рынка со стороны государства, предоставлением государственных субсидий на компенсацию авансового платежа", — объясняет Сергей Храмагин.
Конкуренция на рынке лизинга растет. Несмотря на повышение ключевой ставки ЦБ РФ в декабре 2018 года, крупные лизингодатели сохранили ставки удорожания на прежнем уровне.
"Ряд аналитиков допускают возможное снижение ключевой ставки в 2019 году предположительно на 25 базисных пунктов, до 7,5%. Если это действительно произойдет в ближайшее время, корректировка стоимости финансовых услуг также вероятна", — говорит Андрей Волков, руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании "Балтийский лизинг".

Снижение скорости

Темпы роста российского рынка лизинга замедляются. По прогнозам экспертов, в 2019 году он прирастет не более чем на 15%. "Сегодня мы ориентируемся на прирост нового бизнеса по отрасли в районе 15%. Отдельно рост объемов петербургского рынка будет коррелировать с общим федеральным уровнем", — ожидает Андрей Волков.
В 2018 году объем нового бизнеса в Петербурге вырос вдвое — с 61 млрд до 127 млрд рублей. Доля региона достигла 9,7%, увеличившись на 4,1 п. п., оценили в "Эксперт РА".
"Без учета крупных сделок рынок лизинга в Петербурге, скорее всего, несколько замедлится относительно динамики прошлого года и вырастет на 25–30%. Драйвером его роста, как и в прошлом году, останутся автотранспорт и спецтехника", — полагает Олег Заглядин.
По мнению Сергея Жаркова, основными драйверами петербургского рынка в текущем году могут стать инфраструктурные проекты, начало строительства Восточного скоростного диаметра, активизация редевелопмента промышленных территорий в центре.