Максим Заговора Все статьи автора
24 мая 2019, 00:22 3600

Сначала страшно, потом пройдет. Подводим итоги Каннского кинофестиваля

Фото: EPA/Vostock-Photo

Завтра на Лазурном Берегу закрывается 72–й Каннский кинофестиваль. Подводим предварительные итоги.

За упокой — так, если выражаться мягко, открывался Каннский кинофестиваль — 2019. Новый фильм "Мертвецы не умирают" Джима Джармуша про зомби–апокалипсис интриговал на бумаге, настораживал после выхода трейлера и совсем расстроил на премьере в первый день киносмотра. Смотреть на то, как выдающиеся актеры (Тильда Суинтон, Билл Мюррей, Адам Драйвер, Стив Бушеми) и прочие друзья режиссера (Том Уэйтс и Игги Поп, например) почти 2 часа разыгрывают натужный капустник, было непросто и зрителям, да, кажется, и самим участникам проекта, оккупировавшим целый ряд трехтысячного зала "Люмьер". Зрителям, впрочем, сохранять оптимизм помогала уверенность, что дальше будет только лучше. Потому что хуже, в общем–то, некуда.

Новый фильм Тарантино с ДиКаприо и Питтом вошел в конкурсную программу Каннского фестиваля

Новый фильм Тарантино с ДиКаприо и Питтом вошел в конкурсную программу Каннского фестиваля

245

Свои "8  1 / 2"

Оптимизм оправдался вполне. К финалу программа фестиваля сложилась в одну из сильнейших за годы. Главный претендент на "Золотую пальмовую ветвь", пожалуй, все–таки Педро Альмодовар, и это почти сенсация. Режиссер, чьи лучшие фильмы, казалось, давно позади, привез на Круазетт ленту "Боль и слава" — эдакую исповедальню, в которой Антонио Бандерас играет почти самого Педро, а Пенелопа Крус — его мать (в детских флешбэках). Здесь можно было свалиться в несусветную пошлость или самолюбование, с чем успешно, опять же, справился Джармуш, но Альмодовар не оступается ни разу и выдает, как в таких случаях принято говорить, свои "8 1 / 2". Буквально через пару недель, кстати, картина выходит в российский прокат.

Остальные патриархи конкурса выступили с разным успехом: двукратный обладатель "Пальмы" Кен Лоуч, например, замечательно (фильм "Простите, мы вас не застали"), а столь же двукратные братья Дарденн — просто чудовищно ("Молодой Ахмед"). Терренс Малик довел всех до слез трехчасовой "Тайной жизнью" — историей реально существовавшего австрийца Франца Егерштеттера, казненного за отказ присягнуть Гитлеру. А Квентин Тарантино поставил на уши весь город, доставив в Канны Леонардо Ди Каприо, Брэда Питта и фильм "Однажды… в Голливуде" — лихое посвящение кинематографу 1960–х, о котором почти невозможно рассказывать без спойлеров, поэтому гораздо проще просто позвать всех в кино.

Традиционно мощно подошли к делу азиаты: обладатель "Золотого медведя" Берлинале за "Черный уголь, тонкий лед" Дяо Инань показал новый фильм со столь же по–китайски глубокомысленным названием "Озеро диких гусей" — красивейший вестерн. Кореец Пон Чжун Хо вернулся на родину после двух американских фильмов ("Сквозь снег" и "Окча"), снял с родными актерами "Паразитов" и, похоже, сорвал банк. Если и есть у Альмодовара конкурент в борьбе за "Пальму", пожалуй, это именно он.

Двое из России

Российских фильмов в главном конкурсе в этом году не оказалось, но во второй по значимости программе "Особый взгляд" были показаны "Дылда" — новая картина режиссера "Тесноты" Кантемира Балагова и "Однажды в Трубчевске" Ларисы Садиловой. Действие "Дылды" разворачивается в послевоенном Ленинграде. При написании сценария Балагов вдохновлялся романом Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо", а в соавторы взял другого писателя, Александра Терехова, при этом кажется, что именно сценарная часть, вплоть до реплик, — самое слабое место картины. Может быть, поэтому иностранные журналисты, вынужденные читать субтитры, приняли ее теплее российских. "Однажды в Трубчевске" показали в последний день фестиваля, когда многие уже разъехались восвояси, успев, впрочем, отшутиться о рифме с "Однажды… в Голливуде" Тарантино. Если по делу, то Лариса Садилова не изменяет себе и по–прежнему с нежностью смотрит и на русских людей, и на русскую провинцию. Герои не пьют, не ругаются матом и любят друг друга.

Напоследок о главном скандале кинофестиваля, который, слава богу, не случился. Ален Делон награжден почетной "Пальмовой ветвью", как бы ни возмущались "Женщины Голливуда" и им сочувствующие, какие бы подробности биографии, какие бы политические взгляды ни припоминали артисту.

Красная дорожка треснет. Десять фильмов, которые мы ждем на Каннском кинофестивале

Красная дорожка треснет. Десять фильмов, которые мы ждем на Каннском кинофестивале

2355
Максим Заговора

На церемонии Делон прослезился: это его первый каннский приз за всю ошеломительную карьеру, да и вообще важнейший момент в непростых отношениях артиста и фестиваля. Любопытно, конечно, что в этот вечер все разговоры и угрозы закончились, ни у кого не осталось сомнений: Ален Делон, его лицо и эти счастливые, но мокрые глаза — само кино и есть.

Максим Заговора, журналист канала "Кино ТВ", специально для "ДП"

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама