Спутник скепсиса. "Аполлон–8. Захватывающая история первого полета к Луне" Джеффри Клугера

Время от времени человечество начинает сомневаться в очевидном. В том, что Земля круглая, в том, что американцы летали на Луну, в том, что власть в России не работает в интересах большинства.
Эти сомнения — вовсе не следствие глупости или влияния врагов рода человеческого, а важное свойство нашего ума, состоящее в скептицизме. Именно он позволяет нам развиваться, периодически отбрасывая ложные концепции — или по крайней мере существенно усложняя старые. Земля, кстати, не идеально круглая, а приплюснутая с полюсов; полет американцев на Луну был, как ни странно, довольно спонтанным, а… впрочем, остановимся на этом.
Книга журналиста Джеффри Клугера про первый облет американцами Луны на "Аполлоне–8" — не из тех, что делают автору имя, зато ее имеет смысл почитать луноскептикам ("Где доказательства высадки? Да не было ракеты такой мощности! Да их бы радиация убила!..") Имя Клугеру давным–давно сделала другая книга — "Потерянная Луна" про миссию "Аполлон–11", доставившую человека на поверхность Луны. Но "Аполлон–8" был для лунной высадки примерно тем же, чем Иоанн Креститель был для Иисуса Христа.
Абсолютных скептиков не переубедит ничто, как и верующего полет в космос не убедит в отсутствии Бога (кстати, "Аполлон–8" облетал Луну в Рождество, и астронавты в прямом телеэфире читали Библию). Однако сомневающимся книга Клугера будет полезна. Как и просто желающим больше знать про космос и его освоение.
Текст Клугера — не шедевр, но это крепкий и в некотором смысле образцовый труд литератора той страны, где в каждом университете имеется creative writing school, школа литературного мастерства, обучающая стандартам письма. Первая страница, заглавный абзац — сразу же действие ("Фрэнку Борману, который пытался пилотировать космический корабль, телефонный вызов был совершенно не к месту…"). В ключевых эпизодах — тактильные ощущения, запахи, картинка. Композиция — с непременной интригой ("Допустят ли к полету? Включится ли на орбите двигатель? Вернутся ли?")
Но самое главное — героем книги является не государство, не США, а человек. Это важнейшее отличие космической американской литературы от аналогичной отечественной. У нас даже мультик про Белку и Стрелку сводится к прославлению Родины, которая мыслится сверхсуществом, способным и вовсе обойтись без людей, не говоря уж про собак…
Патриотические книги и фильмы интересны только патриотам. А вот американские книги и фильмы в силу человекоцентричности — всем. Американский герой осваивает и спасает мир не потому, что этого требует Родина–мать, а потому, что он человек и лично отвечает за будущее человечества (что не мешает ему любить и мать, и Родину).
В книге Клугера есть примечательный эпизод. Милт Уиндлер, сменный руководитель полета "Аполлона–8", решает раздать в Центре управления американские флажки — чтобы все начали махать ими, когда астронавты выйдут на лунную орбиту. У Уиндлера гостит на Рождество мама, она эти флажки вручную шьет, причем с цифрой 1 на каждом: типа сегодня Америка первая в космосе. Но когда лунная партия достигает эндшпиля, Уиндлер понимает: фу, какая же это пошлость на фоне той грандиозной картины, что разворачивается перед глазами… Обошлись без флажков.
Отмечу, что книжка про миссию "Аполлона–8" — не первая про космос, выпущенная "Альпиной нон–фикш". Глава издательства Павел Подкосов, даром что лирик (историк), питает к этой теме особое пристрастие. Тогда вам в помощь — все изданные АНФ книги великого астрофизика Карла Сагана или только что переизданное страстно любимое мною "Пособие астронавта по жизни на Земле" Криса Хэдфилда — того канадского парня, который вообще не должен был летать в космос, но в итоге летал, причем и на шестом десятке лет, и провел в космосе суммарно чуть не год. Это он, прихватив с собой в космос гитару, записал первые музыкальные клипы в условиях невесомости…
Хотя скептики скажут, что он писал их в студии, просто вниз головой.

Топ–3

Самая" продаваемая деловая литература в Петербурге

— "Администратор Instagram: руководство по заработку", Д. Кудряшов
— "Как стать блогером с миллионной аудиторией, создать успешный стартап и покорить Америку, если ты девочка из обычной семьи", М. Могилко
— "Бизнес без MBA", О. Тиньков, под редакцией М. Ильяхова
По данным сети магазинов "Буквоед"