Герой для немногих. Николай Ионин в Музее искусства Петербурга

Автор фото: Репродукция картины Н. Ионина

 

Выставка Николая Ионина в Музее искусства Петербурга — для знатоков. Широкому зрителю его работы едва ли знакомы. Зато тем, кто интересуется кругом Кузьмы Петрова–Водкина и поколением авангардистов 1920–х, она будет чрезвычайно интересна. Ионин учился у Петрова–Водкина, не создавшего школы, но повлиявшего на многих художников, занимавшихся в его мастерской. Недавняя выставка в корпусе Бенуа, посвященная кругу Петрова–Водкина, показала, сколь широко, существенно и непредсказуемо было это влияние. Вторым учителем Ионина был Дмитрий Кардовский — виртуозный график, воспитавший несколько поколений учеников.
Нынешняя выставка Ионина в Музее истории Санкт–Петербурга, может показаться, только дополняет две предыдущие, которые состоялись лет десять назад в Русском музее и московской галерее Ильдара Галеева, специализирующейся на авангарде. Дополняет, впрочем, по существу, предоставляя нам возможность увидеть редкие, малоизвестные работы. Большинство из них хранятся в частной коллекции и почти не выставляются. Хоть выставка невелика — всего лишь пара небольших залов, — на ней представлен весь творческий путь художника. Ранние работы 1920–х говорят о периоде общения с Петровым–Водкиным и увлечении экспрессионистской живописью. Пейзаж с поселком на горе "Синие кипарисы" вызывает в памяти сезанновские виды горы Сент–Виктуар.
Вещей 1930–х гораздо меньше. Если судить по аляповатому и гротескному портрету свинарки с поросятами и мрачной зарисовке трудовых будней завода "Севкабель", где теперь один сплошной креатив, годы становления социалистического реализма были не слишком по душе Ионину. Он был авангардистом.
Во время войны он был в эвакуации в Киргизии. Бытовые сценки, портреты и пейзажи говорят об увлечении художника азиатской экзотикой. После победы Ионин возвращается в Ленинград и воспевает мирную жизнь, постепенно налаживающуюся после блокады. Бабушка, гуляющая с внучкой, виды приведенного в порядок ЦПКиО, начало строительства ленинградского метро — эти работы на редкость жизнерадостны.
Выставка кратко и познавательно рассказывает о забытых страницах из истории советского авангарда.
Станислав Савицкий, арт–критик