"Отсрочка перед замедлением": чем удар США по Huawei обернется для России

Власти США дали Huawei 3 месяца на разрыв отношений с американским бизнесом, а Google заверил, что проданные смартфоны китайской компании будут работать исправно. В Huawei дали понять, что у них есть ответ на запрет Android и развитие 5G. Аналитики и участники рынка пока не ожидают передела рынка смартфонов и распродажных акций ретейлеров, но опасаются резкого замедления развития телеком-рынка и сетей пятого поколения.

Минторг США временно разрешил вести бизнес с Huawei. Документ был обнародован вскоре после того, как регулятор по указу президента США Дональда Трампа внес китайскую корпорацию в черный список компаний (Entity List), с которыми должно быть прекращено сотрудничество.
Временную лицензию на 90 дней получила не только Huawei, но и 68 подконтрольных ей компаний. Разрешение необходимо для поддержания работы операторов связи, уже проданного оборудования и мобильных устройств китайского производителя, пояснил министр торговли США Уилбур Росс. Лицензия дает разрешение на работу, но не отменяет указ Трампа.
Как отмечает Reuters, получение Huawei временной лицензии выгодно прежде всего операторам мобильной связи и интернет-провайдерам, использующим оборудование китайской компании. О приостановке сотрудничества уже сообщили Google, Qualcomm, Intel, Broadcom и другие американские производители микрочипов и программного обеспечения. США, таким образом, дали своим компаниям время на выполнение условий контрактов с Huawei перед началом полномасштабной войны.
Однако по факту китайская компания уже лишилась доступа к обновлениям операционной системы Android, а уже следующая серия смартфонов Huawei не получит сервисов Google. В американской корпорации пояснили, что в уже купленных смартфонах продолжат работать ключевые сервисы Google, включая Google Play и встроенный антивирус Google Play Protect. То же самое касается и смартфонов, которые уже отгрузили на склады. У Huawei остался и доступ к AOSP — открытой версии Android, которая доступна всем разработчикам. В Huawei позже подтвердили, что уже купленным устройствам оставят доступ к сервисам Google, а также продолжат предоставлять обновления для систем безопасности и постпродажного обслуживания

Ответ "американским политиканам"

Биржевые индексы Китая с энтузиазмом восприняли отсрочку властей США для Huawei, показав рост на 1,5-2%. Так, фондовый индекс Shanghai Composite прибавил в ходе торгов во вторник 1,3%, Shenzhen Composite — 1,7%. При этом стоимость акций Samsung Electronics увеличилась на 3,6%, Taiwan Semiconductor — упала на 1,3%.
Основатель и глава Huawei Жэнь Чжэнфэй ответил на заявления властей США и американских компаний комментарием о развитии сетей пятого поколения, не упомянув о проблемах с отключением от Android. Он подчеркнул, что санкции не нанесут ущерба развитию компанией сетей 5G, а США своими действиями недооценивают мощь компании.
"Мы почувствовали реальный контроль со стороны США еще год назад. Американские политиканы своими нынешними действиями недооценили мощь компании Huawei", — заявил Жэнь Чжэнфэй телеканалу CCTV. Конфликт с США рано или поздно произошел бы, но ради блага человечества сторонам следует работать вместе, отметил он.
"Что касается технологии 5G, другие не смогут догнать Huawei в течение 2 или 3 лет", — сказал глава корпорации. Он также добавил, что технологи Huawei отлично подходят для строительства 5G-сетей в Европе и европейские страны ведут переговоры с компанией, не приведя других подробностей.
В Huawei проблему с ОС Android все же не оставили без внимания. Корпорация объявила, что ее собственная ОС будет называться Hongmeng. ОС на Linux будет использоваться в качестве универсальной операционной системы как кросс-платформенная, включая телефоны и ноутбуки. На какой стадии находится ее разработка и внедрение, в Huawei не уточнили. О разработке собственного решения корпорация заявляла ещё в 2012 году, после первого расследования властей США. В марте 2019 года представители компании подтвердили данные о запасной ОС.
"Мы подготовили собственную операционную систему. Если случится так, что мы больше не сможем использовать эти системы (Windows и Android), мы будем готовы. Это наш план Б. Но, конечно, мы бы хотели продолжить работать с экосистемами Google и Microsoft", — говорил Ричард Ю, глава потребительской бизнес-группы Huawei.
Аналитики и участники рынка между тем отметили негативные последствия начала войны для Huawei. "На фоне новостей вокруг США и Huawei об ухудшении дел создается впечатление, что торговая война все больше показывает признаки перехода в технологическую войну", — заявила Reuters старший стратег по инвестициям Principal Global Investors в Лондоне Сима Шах
Потеря экосистемы Google, вероятно, будет угрожать продажам смартфонов Huawei за пределами Китая, заявил Financial Times независимый аналитик Ричард Уиндзор. "Отказ от использования приложений и услуг Google лишит смартфоны Huawei привлекательности для пользователей за пределами Китая, — отметил CNN аналитик IDC Брайан Ма. — Это сделает телефоны Huawei непригодными для использования, они лишатся спроса".
Однако главной угрозой для Huawei может стать задержка поставок чипов от Intel и Qualcomm. По данным Bloomberg, у Huawei есть запас чипов и других необходимых компонентов для своих устройств, которого хватит примерно на 3 месяца. При этом, как отмечает агентство, некоторые европейские производители чипов не собираются разрывать отношения с китайцами.
Huawei сильно зависит от поставок полупроводников из США, отсутствие этих компонентов может нанести компании серьезный вред и вынудить Китай отложить развертывание сетей 5G, что, в свою очередь, создаст проблемы многим крупным поставщикам полупроводников, заявил в комментарии Bloomberg аналитик Rosenblatt Securities Райан Кунц.

Пока самые популярные

На рынке смартфонов Huawei до начала войны с США прочно обосновалась в тройке крупнейших поставщиков. В январе-марте заняла 18,9% в штуках, сообщает IDC. Лидером рынка была южнокорейская Samsung с долей 23,1%. Следом шли Apple (11,7%) и китайские Xiaomi (8%), Vivo (7,5%) и OPPO (7,4%). Рост поставок при этом был только у Huawei и Vivo. В IV квартале минувшего года Huawei показала лучшие темпы роста продаж смартфонов — плюс 38%.
В России по итогам прошлого года Huawei и ее суббренд Honor заняли 6 и 15% рынка в штуках соответственно, и по поставкам смартфонов Huawei уступила лишь Samsung, на долю которого приходится 26% рынка. Всего в 2018 году в Россию было поставлено свыше 30 млн смартфонов, сообщал IDC. При этом в III квартале 2018 года Huawei впервые стала лидером российского рынка смартфонов по количеству проданных устройств. Huawei вместе с Honor в прошлом году в итоге заняли 36,3% российского рынка смартфонов.
Китайская корпорация показала успешные продажи и в этом году. В I квартале 2019 года, по данным сети "Связной" — "Евросеть", было продано 6,7 млн смартфонов на общую сумму 107 млрд рублей, что на 8% больше в натуральном выражении и на 13% — в денежном, чем годом ранее. На Huawei пришлось 9% проданных гаджетов, на Honor — 26%. Их совокупная выручка составила 29% указанной суммы.
По прогнозам MRG, продажи Huawei на фоне запрета могут упасть на 20%, при ежеквартальном объеме продаж в 60 млн штук, это минус 12-18 млн новых покупателей. Ретейлеры, между тем, напоминают о популярности Huawei в России и мире не спешат с прогнозами о спаде продаж смартфонов Huawei и призывают дождаться более конкретных заявлений компании и Google.
"Huawei официально подтвердила, что продолжит предоставлять обновления для систем безопасности и постпродажного обслуживания всех существующих смартфонов и планшетов Huawei и Honor, которые уже используются или есть в наличии в магазинах в России. "М.видео" и "Эльдорадо" осуществляют продажное и постпродажное обслуживание устройств Huawei в обычном режиме. Для нас в приоритете — покупатели и их интересы, мы будем следить за развитием ситуации", — указали в "М.видео"-"Эльдорадо".
CEO объединенной компании "Связной"-"Евросеть" Александр Малис подчеркнул, что смартфоны Huawei пользуются большой популярностью, в том числе у наших покупателей. "Если объективно, то сегодня преждевременно рассуждать о том, что будет происходить. Кажется, что должен будет найтись компромиссный вариант, позволяющий использовать Android на устройствах Huawei", — считает Малис.
Основная проблема для компании будет с новинками, флагманами Huawei, распродавать существующий модельный ряд они точно не будут, считает глава Telecom DailyДенис Кусков. "Растяжек "Huawei даром" точно не будет. Вендор занимает лидирующую позицию в России и сохранит ее даже при текущих проблемах. По большому счету, это только начало, первый шаг сделали США, но ответ за Китаем. И у них есть чем ответить", — уверен аналитик.
Спрос на смартфоны Huawei все же упадет, не согласен глава "Рустелеком"Юрий Брюквин. "Потребители, которые тратят десятки тысяч рублей на смартфон, все же рассчитывают, что он проработает 1,5-2 года. Но пока перспективы работы таких телефонов туманные, и покупатели не станут рисковать. Но это относится прежде всего к флагманам. Спрос на них упадет и в Huawei, а также ретейлеры будут вынуждены запускать акции, снижать цены, чтобы сохранить продажи", — прогнозирует он.
По оценке J’son & Partners Consulting, на текущий момент Huawei является лидером российского рынка смартфонов по продажам в натуральном выражении. Доля компании выросла с 10% в 2017 году до 36% в I квартале 2019 года. "Мы не ожидаем миграции с Huawei на Apple (поскольку у Apple своя лояльная аудитория), скорее всего потенциальные покупатели Huawei предпочтут Samsung или Xiaomi", — отмечают аналитики агентства.
Роман Варивода, руководитель продуктовой линии «Телеком», "Юлмарта" считает, что ажиотаж на смартфоны был бы возможен, если бы Honor смог удовлетворить повышенный спрос. "Доли могут перераспределиться. В перспективе ближайших 6 месяцев вырастет Хiaomi, если сможет обеспечить возросший в России спрос", - прогнозирует представитель "Юлмарта".
И у Ozon, и у поставщиков есть запасы устройств, поэтому мы не ожидаем проблем с доступностью товара, комментирует ретейлер. "Мы думаем, что та аудитория, которая потенциально может решить отказаться от Huawei, скорее всего будет смотреть на китайских и корейских производителей в соответствующих ценовых сегментах. Аудитория сегмента "средний минус" уйдет к Xiaomi и Meizu, а среднего и выше среднего - к Samsung", - считают в Ozon
Участники рынка допускают и активную позицию "Яндекса" на фоне отказа Google работать c Huawei. "Для "Яндекса" предоставляется шанс договориться с Huawei о сотрудничестве, если (или до тех пор, пока) китайский продавец не станет настаивать на собственном эксклюзиве и своей экосистеме, локализованной под российского пользователя (все зависит от скорости ее развертывания). Не исключена возможность более агрессивного выхода Китая на российские рынки, которые могут быть поддержаны в силу напряжения в отношениях США и РФ", — считает гендиректор J’son & Partners Consulting Светлана Водянова.
"На российском рынке у вендора есть пул стратегических партнёров, например, в Enterprise сегменте это «Инфосистемы Джет». Мы глубоко пониманием масштабы и ресурсы Huawei и, по нашим предположениям, компания достаточно быстро может сделать свой продукт, если такое решение будет принято. Не исключаю, что подключение к экосистеме Яндекс будет также рассмотрено», добавляет Александра Криштопа, заместитель директора по маркетингу компании "Инфосистемы Джет".

Война и замедление

Противостояние США и Китая мы наблюдаем довольно давно, Дональд Трамп как предприниматель, понимающий смысл и значение "добавленной стоимости, производимой в своей стране" ведет абсолютно правильную (для США), хотя и не поддерживаемую многими локальными IT-предпринимателями, привыкшими к свободной глобализации, политику протекционизма, отмечает Водянова. Китай, напоминает она, является лидером по объему производства и экспорта hi-tech продукции, чему как раз и стремятся противодействовать США.
"Усиление санкций со стороны США в направлении Китая неизбежно. У двух стран сильные конкурирующие технологические позиции, Китай, безусловно, будет стремиться поддерживать собственные сервисы. Как любая политика импортозамещения и протекционизма — пойдет на пользу местным (китайским) компаниям. А зная, как Китай поддерживает экспорт и национальные интересы — никаких сомнений нет, что Китай сумеет адаптироваться и будет предпринимать агрессивные попытки завоевать новые рынки и развивать свои сервисы", — прогнозирует глава J’son & Partners Consulting.
"То, что под раздачу попал консьюмерский бизнес Huawei, — это побочный эффект, главное было нанести удар по телеком-оборудованию, базовым станциям. По большому счету, мы видим позицию США — ни одна компания в мире не может быть в безопасности. Но в этой войне с китайскими корпорациями нужно дождаться ответных действий", — предупреждает глава Telecom Daily.
Задача Трампа была ударить по китайской индустрии hi-tech, и Huawei стал первым, поскольку идет в авангарде, но ограничения, замедление развития коснутся всех вендоров по всей технологической цепочке, подчеркивает аналитик "Рустелекома".
"И в этой войне есть риски и для России — мы, в телекоме, делали ставку на китайского поставщика, больше половины оборудования в России от Huawei. Если их сейчас затормозят санкциями, то перспективные разработки, которые надо тестировать сегодня, а внедрять через 4-5 лет, станут сложно реализуемыми. Другими словами, если их оборудование ставить сейчас, то велика угроза того, что его придется менять через 4-5 лет. Компании в России могут на это пойти, они не работают на долгосрочную перспективу. Но в Европе это может стать серьезной проблемой. И в итоге затормозит весь рынок, и сетей пятого поколения в том числе", — резюмирует Брюквин.
"Если брать самый жесткий ответ с симметричным запретом для американских компаний, то Китаю вполне по силам уничтожить Apple: все производство сосредоточено в Китае, перевести его быстро в другие страны нельзя. Установив ответный запрет, Китай лишит Apple всего, в самом полном смысле слова. Естественно, что такое решение отразится на занятости сотрудников Foxconn. Мы как пользователи потеряем и Huawei, и Apple, что приведет к ослаблению конкуренции и глобальному кризису на рынке компьютерной техники", - прогнозирует Алексей Клочко, и.о. директора департамента клиентских отношений ИФК "Солид".