РосДорБанк предъявил иск "Метрострою" о взыскании 299,5 млн рублей задолженности

Автор фото: РИА Новости
Совладелец РосДорБанка Виталий Артюхов

Московский РосДорБанк подал иск о взыскании 299,5 млн рублей задолженности с ОАО "Метрострой". Предварительное слушание назначено на 3 июля 2019 года.

Иск поступил в арбитражный суд 30 апреля, зарегистрирован в системе "Электронное правосудие" 7 мая.
На момент подготовки материала причины возникновения задолженности в карточке дела не указаны. Как сообщили "ДП" в "Метрострое", речь идет о погашении кредита и ситуация находится в стадии урегулирования.
ПАО "Российский акционерный коммерческий дорожный банк" (РосДорБанк) в рейтинге Интерфакса по итогам I квартала текущего года заняло 153–е место по размеру активов в стране.
У банка два филиала — в Краснодаре и Петербурге, также в Северной столице у него два дополнительных офиса.
В РосДорБанке отказались прокомментировать факт подачи иска и оценить перспективы погашения задолженности.
Согласно раскрытой на сайте банка структуре акционеров, 42% капитала контролирует семья экс–министра природных ресурсов РФ и экс–заместителя министра транспорта РФ Виталия Артюхова. Напрямую ему принадлежит 4,7% акций банка, его супруге Людмиле — 34%, а их внукам — 3,3%.
По итогам I квартала РосДорБанк получил убыток до налогообложения 14,9 млн рублей против прибыли 195 млн рублей за 2018 год (по данным отчетности банка на сайте ЦБ). Кредитный портфель по итогам квартала достиг 8,2 млрд рублей, доля просроченной задолженности — 6,7%. До 85% кредитного портфеля приходится на кредиты юрлицам.
"За I квартал текущего года относительно IV квартала прошлого года просроченная задолженность РосДорБанка в абсолютном выражении выросла примерно на 250 млн рублей, а в относительном — на 65%. Вся эта динамика исключительно за счет кредитов юрлиц", — говорит Карина Артемьева, старший директор рейтингов финансовых институтов Национального рейтингового агентства (НРА).
По ее мнению, доля просроченной задолженности в банке выше среднего уровня по банковской системе страны (по данным ЦБ, по итогам I квартала она достигла 6%).
"Переход на МСФО9 с 1 января текущего года обошелся банку дороже, чем в среднем по статистике в стране. Стандарты МСФО9 предполагают более жесткий подход к классификации и резервированию проблемных активов", — отметила Карина Артемьева.
В начале апреля Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) подтвердило кредитный рейтинг РосДорБанка на уровне BB– (RU).
Как отмечается в сообщении агентства, у РосДорБанка сохраняется относительно высокая доля потенциально проблемной задолженности (на 1 января текущего года — 17%).
Для "Метростроя" за последние несколько лет это первый иск, предъявленный банком–кредитором о погашении задолженности, связанной с текущей деятельностью компании. В основном с компанией судятся подрядчики или заказчики. Так, за первые 2 недели мая подано несколько исков на общую сумму около 170 млн рублей, в апреле — полтора десятка исков на 80 млн рублей.
К 1 января 2019 года "Метрострой" сократил задолженность перед банками на 16%, до 4,6 млрд рублей по сравнению с 5,5 млрд рублей годом ранее. Чистая прибыль сократилась в 27 раз — с 436,7 млн до 16,3 млн рублей.
В отчетности по МСФО за 2017 год (за 2018 год отчетность еще не опубликована) указано, что в структуре кредиторской задолженности "Метростроя" на кредиты банка "Россия" приходилось 55%, Сбербанка — 25%, банка "Открытие" — 18%, ВТБ — 2%. Другие банки в качестве кредиторов в отчетности не указаны.
Согласно распространенной практике банки оставляют за собой право требовать досрочного погашения кредита, если появились признаки ухудшения финансового состояния заемщика или негативная информация о нем.
Неизвестно, повлиял ли на решение РосДорБанка банкротный иск к "Метрострою" от налоговых органов, который был подан в январе текущего года и затем — в марте — отозван.