Карьера с умом. В Петербурге разработают единую «Платформу развития человеческого капитала»

В Петербурге начали создавать единую «Платформу развития человеческого капитала», которая позволит каждому горожанину выстроить образовательный и карьерный путь буквально от школы до пенсии. Новая разработка будет помогать не только соискателям, но и работодателям и вузам.

Как развивать человеческий капитал максимально эффективно и кто испытывает реальную потребность в такой платформе, обсудили на круглом столе, организованном Комитетом по информатизации и связи Санкт–Петербурга (КИС) в редакции «Делового Петербурга». В дискуссии приняли участие все заинтересованные стороны: среди приглашенных были представители высших образовательных учреждений, бизнеса и комитетов городской администрации.
Как рассказала начальник управления информатизации в сфере образования и туризма СПб ГУП «СПб ИАЦ» Карина Орлова, идея создания такой платформы возникла еще в 2011 году, когда началась цифровизация детских садов и школ. Тогда встал вопрос: а что дальше? Школьники хотят знать, в какие вузы идти, чтобы получить не просто образование, а профессию, востребованную в будущем. Работодателю также хотелось бы видеть выпускников вузов, имеющих не только базовые знания, но и самые актуальные навыки в своей профессии. Из–за того что система образования не может оперативно реагировать на изменения потребностей бизнеса, а иногда просто их не знает, возникает разрыв. Выстроить образовательный маршрут и должна «Платформа развития человеческого капитала», которая будет помогать каждому человеку от школьного до пенсионного возраста.
Руководитель направления «Образование» IT–компании «Нетрика» Ольга Романова отметила, что сегодня молодые люди нацелены в первую очередь на профессиональный карьерный рост, самореализацию и движение по социальным лифтам за счет реализации в профессии. На определенных этапах жизни у петербуржца возникают разные задачи: поступить в вуз, сменить профессию, повысить квалификацию на текущем месте работы. Многим сложно сменить вид деятельности, например, из–за нехватки необходимых знаний и компетенций. И успех будет зависеть от того, насколько быстро человек может доучиться, получить недостающие навыки.
Образовательный маршрут включает множество участников, и у каждой стороны свои интересы и потребности. Например, вузам, по мнению Ольги Романовой, единая платформа поможет развивать дополнительное образование — предлагать коммерческим компаниям курсы продолжительностью 3–6 месяцев для повышения квалификации их сотрудников.
Директор информационно–методического центра Московского района Ирина Лужецкая заметила, что сейчас большое значение получает не только образование само по себе, но и активность ребенка в общественной сфере, участие его в различных конкурсах. По ее словам, формирование портфолио в рамках платформы позволит отслеживать активность ребенка и его мотивацию заниматься различными видами деятельности.
В свою очередь директор Центра технологий электронного правительства Университета ИТМО Андрей Чугунов отметил, что вузовское образование сегодня тоже неоднородно, т.к. развивается на двух уровнях: бакалавриата и магистратуры. И конкуренция за магистрантов возрастает.
Начальник управления информатизации в сфере образования и туризма СПб ГУП «СПб ИАЦ» Карина Орлова отметила, что дошкольное и школьное образование автоматизированы на городском уровне, а высшее — нет, так как вузы, как правило, имеют федеральное подчинение, а значит, не обязаны предоставлять данные органам власти Петербурга. Поэтому нужна единая платформа, которая обеспечит непрерывную связь между всеми уровнями образования, а также информационный обмен между академической средой и бизнесом. Важным плюсом новой платформы станет возможность получить профессиональную консультацию на любом этапе карьеры или образования.
Сейчас существует немало разнообразных платформ — по поиску сотрудников, по профориентации. Директор по Северо–Западному региону компании HeadHunter Юлия Сахарова поинтересовалась, в чем будет преимущество создаваемой платформы перед существующими ресурсами по профориентации, поиску работы и пр. По словам Ольги Романовой, основная задача платформы — решать проблемы не только лучших выпускников или соискателей, за которых разворачивается борьба среди работодателей, но и тех, кто испытывает проблемы с выбором профессии или поиском работы.
Впрочем, по мнению Юлии Сахаровой, то, что ресурсы рассчитаны на отдельные отрезки карьерного пути, — логично. Ведь, сталкиваясь с тем или иным вопросом, люди обращаются к разным инструментам. И новой платформе нужно предложить что–то особенное, чтобы получить трафик.
Одним из плюсов платформы, в частности, станет возможность для образовательных организаций презентовать свои образовательные программы. Директор Высшей школы управления и бизнеса Игорь Ильин отметил, что такой ресурс сможет быть интересен, например, для учебных центров IT–компаний, которые активно набирают персонал и сами его готовят для собственных нужд. Директор «Центра развития человеческого капитала» Валентина Кошкина подчеркнула, что для эффективной работы платформы необходимо собрать рабочую группу, которая будет работать с выявлением потребностей пользователей и поможет повысить эффективность кадрового планирования в цифровой экономике России. Ее коллега Алексей Дворецкий также отметил, что такая платформа была бы интересна для частных образовательных центров, так как сейчас нет удобного инструмента, чтобы подобрать курсы по переподготовке или повышению квалификации по той или иной компетенции, т.к. нет общего представления о рынке платных образовательных услуг.
Директор кадрового агентства «Сотер» Милана Джиджоева говорит о том, что такая платформа может быть интересна именно для агрегации существующих ресурсов. Кроме того, она должна помочь в формировании единой терминологии. Сейчас, например, работодатели, обозначая вакансию одним и тем же словом, могут подразумевать совершенно разные компетенции. И приходится каждый раз выяснять, что именно требуется от соискателя.
Есть проблемы и с трудоустройством людей предпенсионного возраста, и с адаптацией представителей силовых структур, рано выходящих на пенсию, и даже с выбором вуза — чаще всего родители и абитуриенты ориентируются на представления о престижности профессии, а не о востребованности ее на рынке в данный момент. Отсюда — переизбыток юристов и экономистов, которые не могут найти себе работу, в то время как дефицит рабочих и инженерных специальностей возрастает.
Проблема сбора и обработки информации очень важна. По словам заместителя председателя комитета по труду и занятости населения Петербурга Николая Рогачева, все хотели бы оперировать большими данными, но сейчас в образовании нет Big Data. И чем больше данных из разных источников сможет аккумулировать создаваемая платформа, тем больше она будет представлять ценности для всех участников образовательного и карьерного процесса.
Председатель комитета по информатизации и связи Денис Чамара также подчеркнул сегментарность образовательных и карьерных ресурсов. «Мы и так уже отстаем в кадровой политике на региональном уровне — мы видим это даже на уровне подбора специалистов для комитета», — отметил он. Также он подчеркнул, что это будет государственная информационная система, которая будет создаваться за счет бюджета, что должно повысить доверие к ней, т.к. государству как партнеру можно доверять. По аналогичному сценарию создавалась в городе Единая система строительного комплекса, так что опыт уже есть. «Времени нет, и нужно действовать максимально быстро», — резюмировал Денис Чамара. По его словам, необходимо создать рабочую группу, состоящую из представителей всех заинтересованных сторон, которая в оперативном режиме будет обсуждать задачи, стоящие перед платформой.