Книжному бизнесу семьи Капица — Баклаженко уже 21 год. Начав с прилавка в детской библиотеке, супруги смогли многократно увеличить размеры своего дела — создали сеть "АзъБука" из 22 магазинов в Петербурге и Ленобласти. На фоне падения и консолидации рынка владельцы стабильно запускают по три–пять новых точек в год и к тому же не гнушаются экспериментировать с форматом дискаунтера.
К решению уйти в торговлю книгами подтолкнули математиков Михаила Баклаженко и Татьяну Капицу дефолт и девальвация рубля 1998 года. "Тогда я была в роддоме, — делится воспоминаниями предпринимательница. — До моих родов доллар стоил 5 рублей, а спустя неделю, когда я выписывалась из больницы, — уже 30. Финансовый рынок мгновенно обрушился, а муж в ту пору занимал должность аналитика. В новых условиях прокормить семью на одну его зарплату не представлялось возможным".
Еще в студенческие годы Михаил Баклаженко сдружился с продавцами книг в ДК им. Крупской — на знаменитой "Крупе". Те и подсказали путь выхода на рынок. Обратившись в несколько издательств, он получил первую партию книг на реализацию — из–за падения покупательной способности у поставщиков скопилась нераспроданная литература.
В районной детской библиотеке вблизи станции метро "Просвещение" за символическую плату сняли в субаренду несколько "квадратов", на которых разместили стойку и стеллаж с печатной продукцией. "Из–за профиля учреждения закупали только издания, рассчитанные на юную читательскую аудиторию. В сентябре выяснилось, что библиотечные фонды учебников обнищали, поэтому спрос на пособия резко подскочил. Закупили, поставили на полки рядом с художественной литературой учебную, благо ассортиментная линейка тогда была значительно уже и на каждый школьный предмет приходилось по одному учебнику, а не как сейчас — 10 и более", — рассказывает Татьяна.
Всем возрастам покорны
Первый полноценный магазин площадью 80 м2 с вывеской "Книги" заработал на Елецкой ул. в тот же год. В течение следующих нескольких лет предприниматели интенсивно расширяли свое присутствие на рынке, открывая новые торговые точки. По подсчетам Татьяны, всего в разных районах города при ее участии было запущено более 50 магазинов. Часть из них по причине нерентабельности закрылась, и сейчас в сети насчитывается 22 точки. Магазины компании работают также в Колпино и Выборге.
Опустошить запасники
"В обычных магазинах под литературу по сниженным ценам выделяли целый отдел либо же расставляли на полках рядом с основным фондом. Как бы мы ни старались, дешевые и занимающие много места книги зачастую генерировали меньше дохода, чем другие товары. Со стеллажа выручка составляла около 60 тыс. рублей, — говорит Татьяна. — Тем не менее успел сформироваться пласт покупателей, которые заглядывают в наш магазин именно ради дисконта".
Как уже писал "ДП", месяц назад совладельцы открыли флагманский "Книжный дисконт" площадью 300 м2 на ул. Хошимина, куда свезли все залежавшиеся или дефектные печатные издания. Зачистка от уцененной литературы базовых магазинов принесла дискаунтеру около 50 тыс. книг. Среди томов, распространяющихся со скидкой, выставлено и около 20 новинок. Средний чек — 500–800 рублей. В категорию дисконтных книг, вопреки расхожему мнению, попадает не букинистическая литература, а издания с механическим браком. Первая точка, говорит предпринимательница, уже демонстрирует хорошие результаты — по сравнению с показателями прошлого года у сети заметный рост прибыли.
До конца года запланировано открытие еще двух магазинов "АзъБука". Суммарная выручка четырех юридических лиц Михаила Баклаженко и Татьяны Капицы ООО "Библион", ООО "М–Книга", ООО "Алфавит" и ООО "Бука" превышает 250 млн рублей. Штат насчитывает около 100 сотрудников.
Советы по делу от Татьяны Капицы
1. Генри Форд Говорил: «Заберите у меня мои деньги, заводы, станки, фабрики, но оставьте моих людей — и вскоре мы создадим заводы лучше прежних». Руководствуйтесь тем же принципом. В нашей компании 50% персонала работает не менее 10 лет.
2. Книжный рынок крайне консервативен. Игроки хорошо знают друг друга, а новички появляются на горизонте не часто. Покровительство крупных коллег помогает оставаться на плаву.
3. Не воспринимайте бизнес как работу. Относитесь к своему делу как к образу жизни. Ведь предприниматели одни из самых свободных людей на планете — вольны решать, с кем работать, в какой области развиваться. Не пренебрегайте своими правами.
4. Собственное предприятие раскрывает ваш потенциал. Когда мы решили включить в ассортимент магазина художественные товары, я записалась на курсы рисования. Впоследствии занятие переросло в хобби. Теперь все родственники на праздники получают мои картины.