Юлия Куликова Все статьи автора
25 апреля 2019, 09:52 327

Молоко разбавили скидками. Цены на молочные продукты в супермаркетах Петербурга за год упали на 4%

Фото: Сергей Ермохин

Производители винят в этом ретейлеров.

Петербург возглавил рейтинг городов России по темпам падения цен на молоко в начале 2019 года. Исследование проводил оператор фискальных данных "Такском", проанализировавший 11 млрд чеков в российских магазинах.

Стражи "Галактики". Молочный завод в Гатчине получил кредит от Сбербанка на 1,35 млрд рублей

Стражи "Галактики". Молочный завод в Гатчине получил кредит от Сбербанка на 1,35 млрд рублей

774
Юлия Куликова

Средняя стоимость литра молока в петербургской рознице в январе составила 60 рублей, что на 4% меньше, чем в январе 2018 года. Падение зафиксировано также в Казани (на 3%), Челябинске и Самаре (по 1%). В Краснодаре, Саратове и Тюмени, напротив, ценник на молоко вырос на четверть — до 70–92 рублей.

Уменьшение среднего чека эксперты связывают с медленно растущей покупательной способностью, а также проводимыми в супермаркетах акциями и скидками.

Сокращение запасов

Стоимость сырого молока в России выросла на 4% в 2019 году, подсчитали в Национальном союзе производителей молока (Союзмолоко). Оптовый ценник так и не достиг уровня 2017 года, когда из–за конкуренции с зарубежными производителями фермы шли на значительный дисконт.

Литр сырого молока в Ленинградской области продавался в феврале 2019 года по 27,7 рубля, сообщается в исследовании союза. Председатель правления группы компаний "Галактика" Дмитрий Пинчуков называет эту цену достаточно высокой и не прогнозирует ее снижения. "Причиной такого явления являются низкие запасы молочной продукции", — говорит он.

По данным Росстата, запасы молока в РФ в 2018 году составляли 1,6 млн т, что на 7% меньше, чем годом ранее. Показатель снизился в том числе из–за сокращения импорта на 21%. В прошлом году он составил 5,6 млн т.

Немодные агрономы. Преподаватели Аграрного университета пожаловались на сокращения и антисанитарию

Немодные агрономы. Преподаватели Аграрного университета пожаловались на сокращения и антисанитарию

853
Юлия Куликова

Объем собственного производства остался на уровне 30 млн т. Согласно данным таможенной статистики, основным поставщиком молочной продукции в Россию остается Белоруссия, на которую приходится более 80% всего импорта. Молоко и производные из него ввозятся также из Казахстана, Уругвая, Новой Зеландии, Финляндии и Аргентины.

"Тенденции, задаваемые ключевыми производителями молока (это в том числе Новая Зеландия и Белоруссия), являются немаловажным фактором формирования цены на молоко в России. Ситуация в прошлом году в аналогичный весенний период кардинально отличалась. Цены тогда существенно снижались уже с начала марта. Влияние оказывали значительные запасы сухого молока в Европе, доступность белорусского сырья в России и состояние кормовой базы. В этом году ситуация обратная", — комментирует Яна Пестовская, руководитель группы прямых закупок ООО "Валио".

По ее словам, в Новой Зеландии в текущих погодных условиях прогнозируется дефицит молока. Белорусское сырье растет в цене. "Все эти факторы мотивируют российских производителей удерживать цены на высоком уровне", — отмечает эксперт.

Затянуть пояса

Себестоимость производства молока при этом будет только расти, считает Дмитрий Пинчуков. В 2018 году удорожание выразилось в скачке цен на топливо и комбикорма.

"Логистика в ценообразовании молочного животноводства играет одну из определяющих ролей. Закупка и заготовка кормов, перевозка молока — все это в 2018 году стало дороже. По отношению к прошлому году рост себестоимости сырого молока составил 45–50%", — рассказали в ГК "Лосево".

Стоимость зерна в 2019 году выросла на 70–80%, в связи с чем региональными властями предусмотрена дополнительная поддержка производителей, говорит председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленобласти Олег Малащенко.

"Ячмень стоил порядка 9 рублей, сейчас — 15 рублей. Соответственно, мы должны разницу компенсировать, потому что в производстве молока 50% составляет корм. На это из бюджета выделено 300 млн рублей", — рассказал чиновник.

Стоимость переработки молока (пастеризации, розлива и поставки упакованного продукта на полки супермаркетов) сегодня составляет 25% от ценника в магазине, говорит Дмитрий Пинчуков.

По данным эксперта, маржа торговых сетей составляет 30–40%. Оценка Союзмолока скромнее — 16%.

"Производитель, переработчик и торговая сеть практически ничего не зарабатывают на молоке. Это остросоциальный якорный продукт, за которым потребители идут в магазин. Наценка там ограничена, в отличие от более сложных, а поэтому и высокомаржинальных категорий (йогурта, творога и сметаны)", — утверждает Мария Жебит, директор департамента по связям с общественностью и госорганами союза.

Производители молока говорят, что из–за низкой покупательной способности ценники на полках супермаркетов поднять не удастся. "Ситуация непростая, приходится удерживать цены при возросших расходах", — сообщили в "Лосево".

Виноваты желтые ценники

Разброс цен на молоко в магазинах Петербурга сегодня составляет от 38 до 65 рублей за литр, при этом продукция дешевле 40 рублей в большинстве случаев — фальсификат, то есть молоко, разбавленное водой, говорит Георгий Житмарев, коммерческий директор Пискаревского молочного завода.

Эксперт отмечает, что снижение средней цены в чеке происходит в том числе из–за скидок и акций. "Мы в акциях не участвуем, потому что в таком случае товар продается в минус и, чтобы его отыграть, придется в другое время где–то увеличивать цену. Нам кажется, что это не имеет большого смысла", — рассуждает Георгий Житмарев.

В свою очередь представитель "Валио" говорит, что скидка — это основной и самый простой инструмент наращивания доли рынка.

Совладелец ГК "Галактика" Игорь Дю с таким утверждением не согласен. "Вопрос скидок и желтых ценников — это большая беда. За счет этих действий и производитель, и торговая сеть уходят в минус, но при этом лояльности покупателя не получает никто, потому что каждый раз покупатель выбирает новый товар", — сказал он.

Игорь Дю отмечает, что "Галактика" разработала новую систему "Проверь", которая свяжет покупателя со скидками индивидуально с помощью QR–кодов на упаковке товара.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама