Китайское наблюдение. Страна стала лидером на рынке видеонаблюдения

 

Как пишет корреспондент Business Insider Харрисон Якобс, планы китайского правительства по повсеместному распространению видеонаблюдения привели к тому, что страна стала обладать крупнейшим в мире рынком видеонаблюдения, оцениваемым в $6,4 млрд еще в 2016 году.
В декабре 2017 года Китай продемонстрировал систему наблюдения Skynet, которая следит за безопасностью на улицах. В качестве демонстрации возможностей Skynet отследил расположение репортера BBC всего за 7 минут. Сейчас в стране работает 170 млн камер наблюдения. В ближайшие годы заработает еще 400 млн.
Весной 2018 года пекинская полиция начала использовать очки с искусственным интеллектом для поимки преступников — всего через пару месяцев после того, как полиция в Хэнани и Чжэнчжоу начала тестировать очки на вокзалах. Очки способны регистрировать нарушителя и сверять с базой данных преступников.
В прошлом году в Сянъяне над пешеходным переходом был установлен первый гигантский экран, на котором отображаются имена и лица нарушителей закона, которые были зафиксированы камерами на перекрестке.
Однако технология наблюдения пока не так широко распространена и эффективна, как уверяют правительство и СМИ. Президент ведущей компании — поставщика сервисов по распознаванию лиц Megvii Се Иинань заверяет, что устройства еще не способны отследить кого угодно и где угодно. Платформа Megvii Face ++, которую широко используют китайские полицейские, имеет серьезные технологические ограничения. Хотя, по официальным данным, с 2016 года этот сервис уже помог арестовать 4 тыс. нарушителей.
Даже если бы в Китае имелись биометрические данные лиц всех граждан, загруженных в его систему, было бы невозможно идентифицировать всех, кто проходит перед камерой сервиса Face ++. Хотя алгоритм Face ++ имеет точность более 97%, он может выполнять одновременный поиск не более 1 тыс. лиц.
Для того чтобы сервис работал эффективно, полиция должна будет загрузить лица, которых они хотят отслеживать, на локальный сервер в командном центре места, где работает сервис. Для одновременного сопоставления более тысячи лиц понадобился бы мощный суперкомпьютер или выгрузка данных в облачные хранилища, что противоречит автономности программы.
Такие же системные несовершенства встречаются и в других новаторских проектах — к примеру, интервал между совершенным нарушением на переходе в Сянъяне и публикацией портрета нарушителя составляет 5–6 дней. Это связано с тем, что фотографии отбирают и сопоставляют с данными местные чиновники, а не алгоритмы. А умные очки, которые использует пекинская полиция, работают только в том случае, если цель стоит на месте в течение нескольких секунд. Поэтому чаще они используются для проверки личности задержанных, а не для фиксации нарушителей.
Но новости в СМИ о достижениях в области слежки приносят свои плоды. Как отметил сотрудник Института международной экономики Петерсона Мартин Чорземпа, люди не знают, следят за ними в данный момент или нет, и поэтому стараются вести себя приличнее.
Улучшение технологии — вопрос времени. Правительство Китая и технологические инвесторы продолжают вкладывать гигантские суммы в такие стартапы, как Megvii. В ноябре 2017 года Megvii привлекла $460 млн, большая часть которых поступила из государственного венчурного фонда. Хотя оценка не разглашается, вполне вероятно, что суммарные инвестиции превышают $2 млрд. Другие две крупные компании, занимающиеся производством сервисов по безопасности — DeepGlint и Yitu Technology, — привлекли уже $380 млн.