Генеральный перенос. Срок подготовки нового генплана Петербурга переносится на 2020 год

Автор фото: Роман Киташов

Срок подготовки нового Генерального плана Петербурга переносится с сентября 2019–го на 2020 год. Городские власти не успевают разобраться со своими документами. А столица требует от них мастер–план, но никто не понимает, что это такое.

В настоящее время сроки разработки проекта нового Генерального плана изменены. "Принято решение о переносе срока принятия документа на 2020 год", — проинформировал "ДП" и.о. директора СПб ГКУ "НИПЦ Генплана Санкт–Петербурга" Иван Нехорошев.
Разработка нового полноценного Генплана была инициирована в 2016 году, когда вышло соответствующее постановление Смольного. Его проект должен был быть готов до 1 сентября 2019 года.
Как сообщили "ДП" в КГА, первоначальный срок задавался исходя из того, что другой важный документ, на который приходится ориентироваться, — Стратегия социально–экономического развития Петербурга на срок 2035 года — будет утверждена во II квартале 2018 года. Но ЗакС утвердил ее только к концу того же года.
Кроме того, необходимо дождаться принятия закона "О видах объектов регионального значения, подлежащих отображению в Генеральном плане", которое ожидается в III квартале нынешнего года. "В ходе рассмотрения проекта закона перечень видов объектов, которые должны быть отображены в проекте Генплана, значительно расширился, что потребовало сбора дополнительных исходных данных", — сообщили в комитете.
Наконец, говорят в КГА, Градостроительный кодекс требует отображения в Генплане приаэродромных территорий. ООО "Воздушные ворота Северной столицы" подготовило материалы по Пулково, но их еще нужно согласовать с Росавиацией. А для аэродромов государственной авиации Левашово, Пушкин и Горская таких материалов и вовсе нет.
Напомним, что действующий Генплан Петербурга был принят в 2005 году. В первоначальной редакции расчетный срок его действия был ограничен 2015 годом. Предполагалось, что к тому времени будет принят новый план развития города на 10–летнюю перспективу. Но вместо разработки нового большого документа стали корректировать существующий, внося в него локальные поправки и продлевая срок действия.
Последняя корректировка Генплана была в минувшем году, когда расчетный срок действия был перенесен на 2021 год. В результате такого подхода, как отмечал в комментарии "Деловому Петербургу" замгендиректора ООО "Институт территориального развития" Владимир Аврутин, Генплан перестал поспевать за ситуацией, потерял функцию стратегического планирования и стал правиться в угоду тем или иным интересам.

Пыль да туман

Одной из причин задержки подготовки Генплана послужили пространственные конфликты между Петербургом и Ленобластью, высказал мнение в комментарии "ДП" руководитель центра экспертиз "ЭКОМ"Александр Карпов.
Действительно, известно, что сегодня на границе города и области идут настоящие дорожные войны. Например, жители микрорайона Новое Мурино (Всеволожский район Ленобласти) и Новая Охта (Красногвардейский район Петербурга) не могут поделить Муринскую дорогу, по которой можно относительно быстро попасть на КАД. Для муринцев на нее самовольно построили выезд, что вызвало негодование охтинцев, так как увеличились пробки на их пути домой. В Смольном настаивали на разборке незаконного проезда, областные власти хотели его сохранить до появления альтернативной дороги для муринцев. В конце минувшего года Дирекция по развитию транспортной системы Санкт–Петербурга и Ленинградской области подготовила по ней документацию, но дальнейший процесс замедлился, как можно предположить, из–за нежелания Смольного.
Есть сложности и с внутригородскими трассами. Например, известно, что в новом Генплане предстоит принять решения по проблемным магистралям, имеющим важное значение в качестве дублеров загруженных трасс или подключающим новостройки, но прочерченным по территориям объектов культурного наследия. Таких было около дюжины. Поскольку денег на строительство все равно пока нет, большинство этих дорог убрали из приложения к Генплану, в котором перечислены планируемые к возведению до 2021 года объекты капитального строительства. Но они остались в другом приложении, где отображены коридоры зон улично–дорожной сети, — чтобы к вопросу можно было вернуться в будущем. Это касается, в частности, известной магистрали № 7 — дублера проспекта Энгельса, который должен пройти через Удельный парк.

Есть ли у вас мастер–план?

Между тем в декабре минувшего года президент дал поручение федеральному правительству "представить предложения, предусматривающие переход в крупных городах от Генерального плана к документу, определяющему стратегические направления градостроительного развития города, основанному на стратегии социально–экономического развития и необходимости реализации государственных и муниципальных программ". Иначе говоря — к мастер–плану.
Сегодня в Смольном выполнить это поручение не готовы. "Другой (за исключением Генплана. — Ред.) документ не может быть взят за основу для развития города", — сообщили в КГА. Там сослались на Градостроительный кодекс, где определено, что документом территориального планирования для городов федерального подчинения является именно Генплан. То есть прежде нужно будет внести поправки в этот документ. Пока мастер–плана в системе планирования у нас нет, комментирует Александр Карпов. Более того, по словам эксперта, мало кто понимает, что должно быть в этом документе и чем он будет отличаться от Генплана. Каждый планировщик имеет на этот счет свое мнение.

Несите заявки

Между тем КГА уже ведет реестр предложений к новому Генплану, пожелания можно направлять в адрес комитета. В частности, по данным первого зампредседателя КГА Павла Соколова (письмо чиновника есть в распоряжении "ДП"), в этот реестр внесена поправка ООО "Инвестпроект" об изменении зоны Р2 (рекреационное) на Д (деловая застройка) на земельном участке в Славянке "в целях реализации инвестиционно–строительного проекта "культурно–досуговый центр".
Напомним, что изначально на этом участке (пересечение Ростовской, Изборской и Туровской улиц) хотели возвести торгово–выставочный комплекс. ООО "Испытательный центр "Стройэксперт" получило градостроительный план участка, но в конце 2018 года в разрешении на строительство ему было отказано. Причина — произошедшая тогда корректировка Генплана, когда участок и оказался в зоне Р2 (что, в свою очередь, было сделано для приведения Генплана в соответствие с подготовленным проектом планировки территории). Местные жители ожидали, что в ходе возведения торгово–выставочного комплекса инвестор вывезет складировавшиеся на участки строительные отходы и благоустроит по соседству парк. Поэтому приостановка проекта вызвала общественное недовольство. В "Стройэксперте" комментарии не предоставили.
В КГА сообщили "ДП", что всего в реестре уже более 500 поправок. "В основном это предложения по изменению функционального зонирования территории", — пояснили чиновники. В свою очередь, Иван Нехорошев отметил, что "многие из предложений физических и юридических лиц уже учтены в действующей редакции документа".