LinguaTrip в Кремниевую долину. Как предпринимательницу Марину Могилко языки до Америки довели

Основательница компании LinguaTrip Марина Могилко (29 лет) живет в Сан–Франциско в небоскребе на 33–м этаже. Услугами ее компании, офис которой тоже находится в США, пользуются ежемесячно 4 тыс. человек, а блоги на Youtube смотрят каждый месяц 5 млн.
Путь Марины в Кремниевую долину начинался в небольшой комнате общежития на Черной речке. "Уехали оттуда, когда мне было семь, но помню все", — признается она.
"Родители из гигиенических соображений не разрешали, например, ходить мне в ванную, мыли меня в тазу. Были склочные соседи: одна то и дело добавляла маме в суп немереное количество соли", — вспоминает девушка.
Предпринимательские наклонности Марины проявились уже в школе: она, в частности, устраивала платные концерты около подъезда — пела и танцевала. "Зарабатывала 20 рублей. Для меня это были большие деньги, потому что могла купить себе "Доширак" или жвачки Love is", — смеется она. В зимние каникулы подрабатывала в театре — танцевала на концертах и елках. Марина занималась балетом с 8 до 14 лет, ее даже приглашали в Вагановское училище. В старших классах работала в Avon. "Большой мой заработок случился в 11–м классе — получила грант президента, 30 тыс. рублей. Для меня это было очень серьезно. Отдала маме и сказала: копи! — говорит она. — Все это "предпринимательство" помогло потом перебороть страх, что засмеют".

Одной группы крови

В 2004–м Марина, увлекшаяся изучением английского, по обмену поехала в Лондон. "Мне было 14. Поразил высокий уровень жизни: никто не живет в общагах, все чисто, приветливые люди вокруг. Казалось, даже еда в Англии вкуснее", — вспоминает она. Поездка и любовь к английскому оказались судьбоносными: Марина еще не раз поедет за рубеж, чтобы улучшить язык, а потом начнет зарабатывать, отправляя на учебу за границу других.
Со своим партнером по бизнесу Дмитрием Пистоляко девушка познакомилась во время учебы на экономическом факультете СПбГУ. На четвертом курсе Дима предложил основать агентство MP Education, помогающее подыскивать языковые школы и курсы за рубежом. Через несколько дней партнеры уже зарегистрировали юрлицо и нашли первую клиентку — однокурсницу Изольду, которая хотела попасть на курсы языка в Лондон.
"Нам было по 21 году, мы не работали в больших компаниях. Было страшно, конечно, — рассказывает Марина. — Но не так, как если бы было 40, у тебя дети и надо уйти с работы. Родители из дома не выгоняли. Беспокоило только то, что одногруппники уже хорошо зарабатывали в корпорациях, а мы все бизнес какой–то делали". Стартовый капитал составил $300, первая прибыль — больше $1 тыс. На эти деньги партнеры отправились в Великобританию договариваться о сотрудничестве с местными школами. Через 3 года оборот их предприятия составил уже $1,3 млн.
В 2013–м Марина и Дима начали активно вкладывать деньги в создание онлайн–платформы по подбору и бронированию языковых курсов за рубежом. Сейчас она называется LinguaTrip. С этой платформой предприниматели попали в петербургский стартап–акселератор SumIT при ИТМО. Прежде чем вытянуть счастливый билет, Марина услышала бесконечное количество "нет" от инвесторов. "У нас было с инвесторами встреч пятьдесят. Думала, с ума сойду", — вспоминает девушка.
В 2014–м кризис сильно ударил по стартапу. Пришлось идти на работу по найму. Инвестор не находился, но зато работодатель Димы (он устроился в стройкомпанию) дал кредит. Появился и другой интересант: инвестировать $200 тыс. в обмен на 30% компании был готов российский венчурный фонд. Соблазн был велик, но партнеры сдержались.

Билеты на Марс

Примерно в это время акселератор SumIT пригласил Марину на большую встречу стартапов с Джоном Ремеем (фигурирует в списке молодых предпринимателей Forbes). За 20 минут Марина убедила его в том, что у ее проекта — большие перспективы.
В тот же вечер Джон рассказал все своим коллегам и связал Марину с другим американским ментором — Пурнимой Виджаяшанкер. Речь шла о шансе попасть в известный международный акселератор 500Startups, основанный экс–директором по маркетингу PayPal Дэйвом Макклюром.
"Позвонила Пурниме, мало на что надеясь: набор–то уже закончился, — вспоминает Марина. — Однако в трубке услышала: "Да, закрыли набор. Но ничего: вперед, презентуй свою компанию".
На следующее утро Марина и Дмитрий получили приглашение в акселератор в Кремниевой долине. Решаться надо было быстро. "Это казалось абсолютно невероятным, будто билеты на Марс вручили. У нас было 2 суток, чтобы собраться, — а уезжали минимум на полгода", — вспоминает она.
Дух захватывало от количества инвесторов и стартапов на квадратный километр. "Все безумно нравилось, не смущало даже то, что изначально поселились в отеле с клопами, — смеется Марина. — Солнце, люди, которые говорят про бизнес и предпринимательство, — так не хватало этого в окружении в Петербурге! И, конечно, ощущение того, что ты — в самом центре инноваций".
Печалили только цены на жилье: $2,4 тыс. за самую простую однокомнатную квартиру. Купили велосипеды, но быстро выяснилось, что без авто не обойтись. "Мы прослыли русскими, которые ездят на полицейской машине, — говорит девушка. — Местные такую не возьмут, так что нам она досталась за $3 тыс.".
В 2015–м LinguaTrip получила инвестиции от фонда 500Startups, а Марина вошла в число 16 самых заметных предпринимательниц–инноваторов в сфере технологий (16 Women Founders Making Moves in Tech) по версии tech.co. В компанию инвестировано полмиллиона долларов. Она зарабатывает, получая комиссию от партнерских университетов и школ, оказывает различные допуслуги. В среднем в месяц услугами компании пользуются 4 тыс. человек, в команде работают 75 специалистов.

Снимите это немедленно

В 2017–м предприниматели запустили новый проект — Fluent.express. "Дима постоянно просил меня поправить его e–mail, у меня часто не было времени, и он придумал, как автоматизировать работу", — объясняет Марина. Онлайн–платформа позволяет загрузить текст, который тут же на орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки проверяет носитель языка". Инвесторов не привлекали, все сделали сами. Статистика сервиса такова: каждые 2 минуты на платформу загружается новый текст для проверки.
Параллельно Марина ведет три канала на Youtube и профиль в Instagram. На них подписаны почти 2,5 млн человек, а самые популярные видео бьют показатель в 4 млн просмотров. Это монетизируется: Wheely присылает Марине машину с водителем за упоминание в "сторис", а отели готовы бесплатно повышать уровень номеров. "Изначально просто хотела выговориться и транслировать свои знания и опыт — по английскому, по тому, как переехать в США, как строить бизнес. Не думала, что у меня получится стать большим блогером", — уверяет она.
Сейчас стоимость техники, на которую снимается видеоконтент для ее каналов, составляет $5 тыс., блогерство и продажа рекламы приносит команде Марины несколько десятков тысяч долларов. Вести блоги помогают два монтажера, ассистент по продаже рекламы, иногда к команде подключается сценарист. Этим направлением своего бизнеса девушка занимается 5–10 часов в неделю. "Не трачу денег на продвижение: все выросло на органике. Медленно, но в итоге у меня качественная, думающая и активная аудитория", — говорит Марина. Часть роликов она записывает на фоне потрясающего вида, который открывается из окон ее квартиры на 33–м этаже небоскреба в Сан–Франциско.
В Петербург Марина летает 4 раза в год. На вопрос "ДП", в чем она осталась настоящей russian из Петербурга, отвечает так: "Не могу выкидывать еду. Даже если не понравилась, буду хранить до упора. Пока не истечет срок годности. Рука не поднимается".

Советы по делу от Марины Могилко:

1. Важно «потрогать» цель. Мечтаешь учиться за границей? Едешь в Стэнфорд, дышишь его воздухом, видишь счастливых студентов и понимаешь: все сделаю, чтобы сюда поступить.
2. Пользуйтесь правилом 5 секунд. Если идея нравится, надо принимать решение о старте быстро и тут же делать первый, хотя бы самый простой шаг к реализации. Чтобы уже не отступать.
3. Занимайтесь определенным Видом деятельности в отведенный ему день недели. У меня, например, есть один, когда я снимаю только видео для блога.
4. Помните, что даже талант не так Важен, как умение пахать