Мы живем с собой не одно десятилетие, находимся в контакте все время, но при этом остаемся для себя самым загадочным существом. В издательстве "Питер" вышла книга известного психолога Сергея Петрушина. Доктор психологических наук накопил за 30 лет работы психотерапевтом достаточно информации, чтобы в легкой и доступной манере поведать читателям, как наконец перестать париться и подружиться с собой.
На 176 страницах Петрушин рассказывает про наши психологические кнопки и способы их нейтрализации, погружает в психологию ассертивного поведения (способность с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом чужих), разбирает основные стереотипы и интроекции, рассуждает об аутоагрессии, заставляет рисовать лошадь, гулять в воображаемом лесу и дает точное определение, что такое любовь к себе.
Чтобы стать для себя самым дорогим человеком, говорит психотерапевт, нужно ступенька за ступенькой пройти семь уровней, позволяющих перестроить отношения с собой. Вот они: я у себя есть, я самоценен, я себя уважаю, я сам себе адвокат, заботливый родитель, друг; ура, я люблю себя.
Главное, что, скорее всего, обнаружится при анализе собственной системы ценностей, — что вы у себя далеко не на первом месте, предупреждает автор. Полку, куда себя поместить, еще нужно найти. И хорошенько там пройтись влажной тряпкой. Петрушин детально рассматривает такие популярные занятия, как бегство от себя и борьба с собой, напоминает, что помимо супружеской возможна своя, личная жизнь, и советует включить внутреннего аристократа — человека, который никогда не сомневается в правильности своего поведения.
Любовь к себе долго воспринималась как отрицательное проявление, сетует психотерапевт. Время, когда любовь к себе будет считаться в обществе важным и обязательным делом, еще наступит. Но уже сейчас даже самые скромные шаги в этом направлении принесут первопроходцам щедрые результаты, обещает автор. Чем вы готовы пожертвовать ради собственного счастья и здоровья?
Одна из проверок силы своего "Я" — способность чувствовать себя комфортно в одиночестве длительное время, другими словами, получать кайф от пребывания наедине с собой. В книге это состояние называется "творческая уединенность", которая приходит на смену грустному одиночеству, если внутренней гражданской войны нет.
Иногда, конечно, автор перегибает палку: сквозь строчки то и дело проглядывает немного нудный психологический психолог, из кабинета которого хочется сбежать. Но в целом такую литературу и читают, чтобы прилечь на воображаемую кушетку. Читают, чтобы "заценить" себя, отправить в нокаут внутреннего критика и в итоге повысить качество жизни. Тем более что эта книга написана хоть и без юмора, но легкой рукой.