Превращать лимонад в вертолеты. Малый бизнес так и не добился должного положения в экономике

 

Большую часть жизни я посвятил развитию бизнеса, объединению людей, решившихся открыть свое дело. Появившийся практически одновременно с самим бизнесом в России, Санкт–Петербургский союз предпринимателей уже 30 лет оказывает информационную и правовую поддержку руководителям и владельцам малого и среднего бизнеса. Сейчас в состав организации входит 1,2 тыс. участников.
Увы, с тех пор как страна стала выходить на рыночные рельсы, малый бизнес должного веса и положения в экономике так и не добился. Между тем именно он определяет качество рынка. Считается, что малый бизнес — самая уязвимая, но в то же время и самая живучая категория предпринимательства. Она во всем мире остается одной из главных форм борьбы с монополией на рынке. Но на голову бизнесменов продолжают обрушиваться тонны проблем и ограничений. Главным образом всплеск интереса со стороны власти к малому и среднему бизнесу произошел после дефолта 1998 года. Распродажа госсобственности и иностранные инвестиции в качестве мер по преодолению тяжелых социально–экономических условий не давали нужных результатов. Тут и усилилось внимание к малым.
Среди осложнений, выпавших на долю предпринимателей, можно отметить повышение страховых взносов в 2 раза в 2014 году. Тогда петербургский рынок покинули сразу сотни тысяч зарегистрированных ИП. Не успели предприниматели оправиться, как регионы обязали с 2015 года взимать налог с торгово–офисной недвижимости, исходя из кадастровой, а не балансовой стоимости, которая в десятки раз меньше. Плюс к этому закону подняли ставки за арендную плату для малых предприятий, что могло привести к новым сокращениям в малом бизнесе. Что говорить, если, по данным ВЦИОМ, больше половины владельцев малых форм не имеют собственной недвижимости. А социологи делают вывод, что из–за этого малый бизнес остается на позиции аутсайдера в экономике, не становится мотором ее развития. А сколько за годы рыночных отношений в Петербурге наломали дров с оптимизацией мелкорозничной торговли? Открывали магазины шаговой доступности, ларьки и торговые павильоны устанавливали — а затем сносили, многих коммерсантов разорили. Несмотря на протесты предпринимателей, торговлю, казалось, "упорядочили". Коммерсанты же получили возможность укрепить бизнес, если, конечно, не появится у кого–нибудь из слуг народа желания разработать новые правила игры, изменить облик города, а заодно и архитектуру рынка.
Многое изменилось за 30 лет. Но жалобы предпринимателей, к сожалению, и сейчас продолжают поступать. Страдают даже самые, казалось бы, преуспевающие, известные на рынке товарами и услугами, а то и разного рода изобретениями фирмы. В свою очередь, врио губернатора Александр Беглов подметил особую черту характера предпринимателя, который "готов создавать новое, готов на риск". При этом он процитировал профессора Стэнфордского университета Тину Силиг: "Предприниматель — не тот, кто превращает лимоны в лимонад, а кто превращает лимонад в вертолеты". Доля малого бизнеса в экономике к 2025 году должна составить 40% — такую задачу поставил и президент страны в послании Федеральному собранию. Сейчас предпринимателям необходим общий национальный проект развития малого бизнеса, чтобы наконец он заиграл роль того самого локомотива национальной экономики.