Конструктивное внимание. Чем отличается "патронаж" от "сопровождения"

 

Говоря об уходе за пожилыми людьми и инвалидами, следует четко различать понятия "патронаж" и "сопровождение". Если судить по опыту Петербурга в сфере патронажа (оказания надомной помощи), наш город — из самых передовых в России благодаря существованию индивидуальных программ социальных услуг. Город, признавая человека нуждающимся в уходе, оплачивает для него, среди прочего, услуги сиделки. Это кардинальным образом меняет рынок патронажа. Общеизвестный факт: покупательная способность населения очень низка, однако государство помогает социально незащищенным жителям получить эту услугу. Немаловажно и то, что существует отбор поставщиков, — это повышает качество работы. Партнерство бизнеса и власти эффективно осуществляется в рамках 442–ФЗ.
Представим конкретного пенсионера. Легко ему получить социальную услугу? Ответить на этот вопрос непросто, поскольку это зависит от множества факторов. И вот эти факторы — уже стресс для пожилого человека. Получение помощи должно быть простым, как нажатие одной кнопки на телефоне. Оператор вызовет клиенту любую экстренную службу, окажет поддержку, проконсультирует, например, по получению государственных льгот. В Петербурге сегодня 8 тыс. человек пользуются "тревожной кнопкой" за счет бюджета. Но, предлагая такие услуги пенсионерам или их родственникам за невысокую плату, мы часто сталкиваемся с непониманием. Это показывает, что граждане все еще не готовы платить за социальные услуги.
Важно, чтобы внимание государства было конструктивным. В 442–ФЗ есть часть, которая подразумевает, что деньги идут за потребителем. То есть граждане сами выбирают поставщиков тех или иных социальных услуг. Чем это хорошо для рынка? Появлением конкуренции. Таким образом потребители контролируют качество, а государство обеспечивает существование системы, пуская в нее поставщиков. Но стоит признать, что без поддержки города сфера социальных услуг выглядела бы намного грустнее: увы, доходы 90% жителей пенсионного возраста невысоки.
В перспективе услуги будут более высокого качества: мы научимся строить системы контроля, совершенствовать наши возможности по оказанию помощи пожилым людям. Граждане научатся выбирать поставщиков, станут требовательнее к уровню оказываемых услуг. Также я думаю, что мы сможем предложить рынку больше реабилитационных программ. Все–таки патронаж — это уход за лежачими пациентами, но не восстановление их активности. Существует арсенал средств, достаточный для того, чтобы возвращать людей минимум к способности самообслуживания в быту. Ну и есть скромные надежды, что покупательная способность граждан вырастет, — это даст большие возможности как им, так и бизнесу в развитии.
Константин Лившиц, генеральный директор ООО "Система Забота"