Виталий Алексеев Все статьи автора
20 марта 2019, 17:37 2270

"Эффектно застолбить себе место": какой будет революция Google в облачном гейминге в России

Google презентовал сервис Stadia, который позволит играть в видеоигры через Chrome. Свои проекты в облачном гейминге уже запустили или готовят все крупнейшие it-корпорации, но именно Google обещает "убить" консоли и революцию в гейминге. Участники рынка приветствуют сервис, но призывают смотреть не на презентацию, а на практическую реализацию проекта, особенно в России.

Google представил облачную платформу Stadia для запуска AAA- видеоигр (класс высокобюджетных игр-блокбастеров) из браузера Chrome, без необходимости их установки на гаджеты пользователей. Новый сервис корпорации, призванный совершить революцию в гейминге, презентовали в рамках Game Developers Conference 2019 гендиректор Google Сундар Пичай и глава игрового направления Фил Харрисон.

Взялись за геймеров. Операторы "большой четверки" вышли на рынок стриминговых сервисов

Взялись за геймеров. Операторы "большой четверки" вышли на рынок стриминговых сервисов

27791
Алексей Кумачев

Кроме того, Google показала одноименный контроллер (геймпад), который подключается к Wi-Fi пользователя, а также игровую студию, которая будет создавать контент для платформы. Stadia начнет работу в этом году в более чем 30 странах, в первую очередь в США, Канаде, Японии, и ЕС, России в этом списке пока нет. В Google не назвали стоимости подписки и самого геймпада.

Рынок облачного гейминга активно развивается последние 5 лет, пионерами на нем можно назвать Sony, которая в начале 2015 года запустила PlayStation Now для стриминга на свои консоли и ПК. Свой облачный игровой сервис уже анонсировали Amazon, Verizon, Nvidia, Tencent в союзе с Intel, Electronic Arts, одной из последних заявок стал Project xCloud для владельцев приставок Xbox от Microsoft. В России и СНГ аудиторию в 1,5 млн человек собрал сервис Playkey. Участники рынка отмечают, что игровая индустрия постепенно переходит в облачный гейминг, который станет стандартом отрасли в обозримом будущем, но, в конечном счете, успех проектов зависит от решения конкретных проблем при локализации и сопровождении платформы.

Переселение в YouTube

Сервис Stadia дает возможность геймерам играть в популярные и требовательные к системным ресурсам игры через браузер Chrome на настольных компьютерах, ноутбуках, смартфонах, планшетах и телевизорах. В списке игр пока заявлены только Assassins Creed Odyssey (с этой игры стартовало тестирование проекта под именем Project Stream) и Doom Eternal. Однако доступ к инструментам разработчиков игр для Stadia получили более 100 студий. Платформа также поддерживает движки Havok, CryEngine, Unreal Engine, Unity и другие. Эксклюзивный контент для платформ будет производить Stadia Games and Entertainment, которую возглавила бывший топ-менеджер Ubisoft Джейд Рэймонд (разработка Assassin's Creed и Star Wars Battlefront 2).

В Google заверили, что Stadia позволяет запускать игры на любом устройстве с Chrome, в том числе со смартфонов. Вычислительной мощности серверов, подчеркнули в компании, хватит для каждого пользователя сервиса — это 10,7 терафлопс (1 терафлопс равен 1 трлн операций в секунду). Для сравнения, производительность консолей Sony PlayStation 4 Pro — 4,2 терафлопса и Microsoft Xbox One X — 6 терафлопс. В корпорации также заявили, что для соединения с платформой через браузер достаточно скорости 25 Мбит/с.

Играть на платформе Stadia можно будет при помощи обычных джойстиков, мышек и клавиатур, подключаемых по USB, для максимальной эффективности в Google предложили собственный беспроводной геймпад, внешне напоминающий джойстики одновременно от Xbox One и PS4. Устройство оснащено кнопками Capture и Google Assistant, позволяющими мгновенно поделиться записанным видео с игры на YouTube, а также получить доступ к голосовому помощнику.

YouTube в новом проекте отведена особая роль. Так, функция Crowd Play позволит зрителям подключаться к стримерам, транслирующим игры в видеохостинге. Кроме того, свою игровую сессию можно будет превратить в ссылку и отправить другому пользователю. При этом игру на платформе Stadia можно будет запустить также из Facebook и других приложений. Google также обещает стабильную работу мультиплейерных игр и масштабные игровые сессии на тысячи пользователей, при полной безопасности их данных и защите от хакеров.

Место в облаке

Презентация платформы Google — это одновременно попытка изменить индустрию и успеть запрыгнуть в новый рынок на мощностях глобальной корпорации, будущее действительно за облачными играми, вопрос лишь в том, как скоро оно наступит, отмечает Роман Епишин, директор по маркетингу российской платформы для облачного гейминга Playkey.

"Понимая этот тренд, Google эффективно застолбила себе место на будущем рынке. Будущем — потому что сегодня зрелого рынка облачного гейминга еще не существует. Он состоит из стартапов вроде Playkey, Vortex, а также из экспериментальных проектов крупных компаний вроде GeForce Now от Nvidia", — поясняет он, добавляя, что Google, по сути, заявила о своем вкладе в линейку этих экспериментальных проектов. На практике развитие Stadia наверняка растянется на годы, прогнозирует Епишин. К примеру, Sony запустила свой облачный сервис PlayStation Now 5 лет назад, но массовым он до сих пор не стал, а до России все еще не дошел.

Между тем, поскольку рынок еще не сложился, агрессивный маркетинг от Google или другой аналогичной корпорации со значимым бюджетом в первые 1-2 года поможет всем игрокам рынка: он изменит парадигму восприятия у конечного пользователя, объяснит и покажет, что облачная модель потребления — это реально, нормально, удобно и выгодно, рассуждает Епишин. Побочным эффектом, по его словам, может стать выход на рынок аудитории, ранее играми не интересовавшейся. Однако в итоге приток аудитории в облачный гейминг окажется таким, что свою базу получат все облачные игровые сервисы. "Похожее уже происходило. Так, Nintendo, запустив консоль Wii с принципиально иным — "кинетическим" — управлением, привела на рынок людей, ранее от игр далеких. То же самое сделала Wargaming своими World of Tanks", — напоминает представитель Playkey.

После формирования рынка облачного гейминга начнется борьба за сферы влияния, и здесь у корпораций действительно окажется бюджетное и инфраструктурное преимущество, добавляет он. "Смогут ли решения от менее крупных компаний предложить аудитории что-то такое, чего не дают корпорации — вопрос открытый. Пока об этом рано судить, так как еще непонятно, каким продуктом на практике окажется Stadia. Слияния и поглощения в таких условиях действительно весьма вероятны для любого участника рынка. Playkey не исключение", — резюмирует Епишин.

В Mail.ru Group также подчеркивают, что о перспективах Stadia говорить пока преждевременно. "В случае если не будет технических проблем со скоростью передачи данных и сервис позволит играть без потери качества игрового опыта и ощущений от игры, то количество аудитории будет стремительно расти. Это, в свою очередь, приведет к перераспределению сил на рынке — как внутри платформ, так и внутри жанров. Для создателей игр это станет точкой доступа к аудитории. Безусловно, мы как лидеры рынка следим за всеми инновациями в индустрии. Не исключено, что мы тоже придем в облачный гейминг, но пока говорить об этом рано", — говорит Василий Магурян, руководитель Игрового направления Mail.ru Group

Религия на периферии

Помимо доступности сервиса в разных странах, в первую очередь в России, стоимости подписки и самого геймпада, ключевым остается вопрос скорости интернета у конечных пользователей — в облачном гейминге это главный показатель. "Последняя миля" — та самая проблема, которая гирей висит на ногах всех уже действующих облачных сервисов, включая Playkey, подчеркивает представитель сервиса. По его словам, самих по себе 25 Мбит/с достаточно для качественного гейминга.

Пользователь подключает у провайдера тариф на 100 Мбит/с и считает, что у него дома интернет 100 Мбит/с, приводит пример Епишин. "Он запускает облачный игровой сервис, видит на экране пиксельную кашу, ругается, запускает другой, получает неиграбельные задержки управления, ругается, забывает про облачный гейминг. И даже не подозревает, что пытался играть на 2-3 Мбит/с, потому что Wi-Fi, старый роутер, толстые кирпичные стены, микроволновка грела бутерброд, а жена в соседней комнате смотрела по YouTube "Профессиональный маникюр в домашних условиях" в FullHD", — поясняет директор Playkey.

Представитель сервиса уверен, что на практике скорости интернета хватать не будет, и Stadia неизбежно столкнется с той же проблемой, что другие игроки — неудовлетворительный интернет на стороне пользователя. "Однако Google может помочь и здесь, если применит свою мощь еще и к обучению потенциальной ЦА — типа как построить дома первоклассную сетевую инфраструктуру своими руками", — предполагает он.

Провайдеры, между тем, уверяют, что заявленной скорости для российских пользователей определенно хватит. "Средняя скорость доступа в интернет у наших пользователей — 45 мбит/сек. Таким образом, технически мы готовы к поддержке подобных проектов", — заверяют в "Эр-Телекоме" (бренд "Дом.ру"). В "Ростелекоме" отмечают, что уже запустили специальный тарифный план для геймеров "Игровой". "Сейчас мы развиваем игровое направление в виде партнерств с ведущими игровыми сервисами. Кобрендинговые продукты помогают нам привлекать новых абонентов", — добавляет оператор.

Потенциал платформы впечатляет, здесь стоит отметить два фактора — в США и частично в ЕС у Google есть инфраструктура, оптические волокна, также повсеместно начинается внедрение 5G. В итоге функционал по факту может превзойти возможности специализированных игровых компьютеров, признает глава "Рустелекома"Юрий Брюквин. Однако есть и негативные факторы — истории провалов проектов Google, их специфичное видение рынка и проблема запуска такого сервиса в России, где сервис в любом случае будет дорогим для игроков.

"В России у Google инфраструктуры нет, и вряд ли им дадут ее построить в текущей политической ситуации. Без инфраструктуры проблема — это пинг, который не позволит нормально играть, а также скорость трафика до серверов, которая не позволит нормально смотреть, речи о 4K не идет. Если Google сможет переломить тренд с неудачными революционными запусками и завоевать геймеров в мире, то в связке с YouTube может получится некая каста, почти религиозная мода на услугу, сродни Apple. Россия, хоть и останется технически на периферии, но отдельные провайдеры будут отвечать на запросы фанатов этого сервиса, этой касты геймеров. Они будут создавать возможность, в частности, с помощью аренды или покупки каналов для трафика в дата-центрах для устранения помех. Прогноз полноценного запуска сервиса в России 1-3 года", — считает аналитик.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама