В кого школьнику кидать гранату сегодня. О возвращении военной подготовки в школы

 

Седовласый красавец, трехзвездный генерал, бывший главнокомандующий ВКС России, председатель комитета Совета федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев на встрече с министром просвещения Ольгой Васильевой предложил вернуть военную подготовку в школы. Ну, предложил и предложил, с кем не бывает. Но на встрече прозвучало несколько ярких фраз, растиражированных всеми СМИ, о том, что "пацифист не будет никогда защищать родину", "стихотворениями или кисточкой ее никто никогда не защищал и не защитит", срок службы в армии сократился до года "благодаря пацифистам", "ребенок боится автомата, не знает, что такое граната и куда ее кидать". Кимвалом бряцающие слова у законченного пацифиста рождают не столько протест, сколько размышления.
Понятно, что кадровому военному гораздо ближе и дороже пулемет и танк, чем сонет или пейзаж. И понятно, что гуманистическая ценность произведений Калашникова (автомат) и Малевича (квадрат), как и военная ценность творений Кошкина (танк) и Бродского (стансы), несоизмеримы и несопоставимы. Нормально, что для одних важнее первые, для других — вторые. Даже оставим в стороне экономический аспект: содержание армии солдат обходится обществу гораздо дороже, чем содержание армии поэтов, которое государству не стоит ничего. Просто учтем окружающее нас время и ценности, меняющиеся вместе со временем.
Лук и стрелы века каменного, как и мечи и кольчуги века железного, уступили цифровым технологиям даже в пространстве войны. Современному школьнику совершенно не нужно знать, куда кидать гранату, даже если он собирается посвятить себя военному делу. И просто здорово, ежели он никогда не возьмет в руки автомат. Ведь победу приносят не только люди в мундирах и пушечное мясо.
Сегодня в цивилизованном мире важны не территории, а мозги. А битву за мозги ни танками, ни ракетами не выиграть. Пытаться объяснить эту простую истину военным должны люди сугубо гражданские, как, например, министр просвещения, она же доктор исторических наук. Но профессор Васильева предложила подготовить идеи по возврату военной подготовки в школы совместно с комитетом Совфеда по обороне и безопасности. Такой вот хезальник.
Борис Мазо, редактор