Восстание в синематографе. Бунт кинотеатров из–за даты премьер мультфильмов удивителен, но показателен

Автор фото: Тихонов Михаил
Кинотеатры объединились (до 90% участников рынка) и устроили бойкот российско–чешско–бельгийскому мультфильму "Гурвинек": просто не стали его показывать. Потому, что из–за него Минкульт ради поддержки отечественного производителя отсрочил премьеру бельгийского же мультика "Королевский корги". Потом начались взаимные упреки и формальные выяснения, кто первый получил прокатное удостоверение. Но это неважно. А важно, что государство в патриотическом порыве столкнулось с организованным сопротивлением. Кажется, впервые.
"Попытки мщения или, как теперь говорят, импортозамещение" (это цитата) стали одним из ключевых факторов отечественной экономики. Он сказался почти на всех ее сферах. Немногие — те, кто занимался ввозом и переработкой ставших санкционными продуктов или отправлял туристов в Египет, — пострадали напрямую. Большинство — косвенно. Кто–то лишился доступа к технологиям, кто–то потерял западных партнеров и выход на рынки, кому–то придется раскошеливаться на покупку оборудования для мониторинга трафика по закону о "суверенном интернете". Для всех остальных из–за падения рубля в 2 раза подорожали импортное оборудование, комплектующие, расходные материалы и прочее.
Однако отечественные предприниматели воспринимали удары судьбы стоически: понимали, что враг у ворот, надо сплотиться и не роптать, а то будет хуже. И уж от кого никто не мог ожидать бунта, так это от кинотеатров.
До этого Минкульт уже проделывал подобные фокусы. Год назад министерство перенесло премьеру "Приключений Паддингтона — 2", чтобы она не наслаивалась на патриотическое кино "Движение вверх". Орденоносные деятели отечественной культуры выступили в поддержку такой политики: "Важна патриотическая, идейная составляющая — наши люди смотрят наши фильмы, и это правильно". Тогда кинотеатры тоже возмущались, но до бойкота дело не дошло. Потом Минкульт еще собирался ограничить долю показа одного иностранного фильма 35% времени работы кинотеатра в течение дня, но передумал.
Бунт кинотеатров тем более удивителен, что они, кажется, от внедрения патриотизма не очень?то и страдали. Потому что на "Т–34" зрители идут не хуже, чем на Голливуд. Казалось бы: импортозаместись и спи спокойно.
Но жизнь в очередной раз показывает, что в постиндустриальную эпоху марксова теория об экономике как главном факторе революций не работает. Бунтуют не те, кому совсем плохо, а те, кто имеет такое желание и возможность. Постоянные попытки государства совать нос, куда его не просят, вызывает желание. Отсутствие инструментов возмездия (в данном случае — у Минкульта по отношению к кинотеатрам) дает возможность.
Примечательно, что антипатриотический бунт случился как раз в кузнице патриотизма: хотя кино с точки зрения своей ценности для властей уже давно уступило статус важнейшего из искусств телевизору, оно продолжает рассматриваться как воспитательный механизм. О чем свидетельствует хотя бы желание министерства продвигать правильные отечественные фильмы вместо неправильных буржуйских.
Из этой истории, конечно, не приходится делать далеко идущие выводы о скором крахе военно–патриотической идеологии (казенные документы не знают понятия "патриотическое" без приставки "военно–"). Но можно заметить, что она достала всех несколько больше, чем принято думать.
В это же время произошло не менее любопытное событие. Псковский митрополит Тихон (Шевкунов), считающийся наиболее приближенным к Кремлю представителем ведомства православного исповедания, велел своим священникам не учить детей собирать автоматы. "Вы призваны свидетельствовать о Христе. Вы не призваны учить детей разбирать и собирать автомат или — избави Бог — еще что–то. На это есть специальные государственные структуры. Вы даже не призваны их спортом привлекать заниматься", — сказал он.
Казалось бы — что ж удивительного, когда священник говорит, что не надо учить детей собирать автоматы? Но по нашим временам — настоящий пердимонокль.