Климат с запахом тюрьмы. Фондовый рынок РФ отреагировал на арест основателя Baring Vostok едва заметным снижением

Российский фондовый рынок снизился в ответ на предъявление обвинений основателю Baring Vostok — незначительно.

Вчера основателю инвестиционного фонда Baring Vostok американскому бизнесмену Майклу Калви было предъявлено обвинение в мошенничестве.
Российский фондовый рынок отреагировал на это едва заметным снижением котировок.
Такую реакцию можно объяснить несколькими причинами.
Во–первых, событие не было сюрпризом: днем ранее обвинение по аналогичной статье (ч. 4 ст. 159 УК РФ "Мошенничество в особо крупном размере в составе группы") следствие предъявило другим арестованным фигурантам того же дела — партнеру Baring Vostok Вагану Абгаряну и директору фонда по инвестициям Ивану Зюзину. Можно было ожидать, что та же участь постигнет и главного подозреваемого.
Во–вторых, на бирже орудуют в основном краткосрочные спекулянты, а для них арест и обвинение одного из крупнейших долгосрочных инвесторов в российскую экономику — не самое важное событие.
Вчера к обеду индекс Мосбиржи терял около 0,5%. Рубль незначительно укреплялся по отношению к доллару и евро. В понедельник, 18 февраля, когда стало известно, что накануне, в субботу, суд арестовал Майкла Калви, снижение индекса составило менее процента. А в пятницу, 15 февраля, когда он был только задержан, индекс и вовсе вырос. Спекулянтов больше интересуют итоги переговоров США и КНР по торговым разногласиям, динамика цен на нефть да денежно–кредитная политика ФРС США.
Нервно отреагировали на задержание Калви бумаги "Яндекса" — в пятницу они подешевели на 3%. Фонд Baring Vostok когда–то владел крупным пакетом акций российского поисковика. Правда, он избавился от этого пакета больше 2 лет назад, так что активизация продавцов в этих бумагах не имела под собой объективных оснований.
Наконец, в–третьих, самое неприятное соображение заключается в том, что и для самого Майкла Калви, и для инвесторов, наблюдающих сейчас за его злоключениями, возможность подобной ситуации давно не является новостью. Возбуждение уголовного дела, в их представлении, часто применяется как способ давления на одну из сторон в российской практике гражданско–правовых споров.
Как сообщал Интерфакс, по версии следствия, фигуранты дела причастны к хищению более 2,5 млрд рублей у банка "Восточный". Якобы одна из компаний, подконтрольных Baring Vostok, добилась отступного соглашения по кредиту на эту сумму, предоставив банку взамен пакет акций International Financial Technology Group, оценку которых для этой сделки следствие считает многократно завышенной. Сам американский бизнесмен, по словам его адвоката, считает, что его уголовное преследование связано с корпоративным конфликтом вокруг банка "Восточный". Baring Vostok судится в Лондоне с другим акционером банка, Артемом Аветисяном, обвиняя его в выводе активов из "Восточного".

Небывалая поддержка

Фонд Baring Vostok за четверть века работы в России инвестировал не только в "Яндекс", но и в десятки других компаний. За 25 лет у основателя фонда сложилась репутация респектабельного бизнесмена. Неудивительно, что после его ареста против этого высказались многие представители крупного бизнеса и даже чиновники (от гендиректора группы компаний "Яндекс" Аркадия Воложа до главы Счетной палаты Алексея Кудрина). Не настаивая, как правило, на невиновности Калви, они возражали против его содержания под стражей.
Массовая поддержка арестованному бизнесмену — достаточно редкое явление. К примеру, в свое время не нашел большого понимания в России другой американский бизнесмен, Уильям Браудер, основатель фонда Hermitage Capital Management. Причем осуждение российским судом за неуплату налогов в сумме 4 млрд рублей не стало первым его приключением. Браудер поднял большой скандал на Западе в связи со смертью в СИЗО в 2009 году юриста Сергея Магнитского. По версии Браудера, Магнитский обнаружил кражу из российского бюджета 5,4 млрд рублей с использованием компаний, подконтрольных Hermitage, управление которыми перехватили злоумышленники. Но российское правосудие обвинило Магнитского в помощи Браудеру в уклонении от уплаты налогов.
Множество экспертов в своих комментариях расценили арест Калви как удар по инвестиционному климату России. А Антон Покатович, главный аналитик "БКС Премьер", ожидает реакции на историю Baring Vostok представителей американского истеблишмента. Реакция эта может поступить в виде ускоренного рассмотрения санкционного пакета США, так называемых "санкций из ада". "Мы прогнозируем, что, как только санкционный законопроект будет опубликован и сроки его рассмотрения в конгрессе будут установлены, рубль снова окажется под давлением, способным увести курс к отметкам 67 рублей за доллар", — отмечает аналитик.
Инвестиционная компания Baring Vostok работает с 1994 года, за 25 лет она вложила более $2,8 млрд в 80 компаний в России, Казахстане и на Украине. Среди компаний, в которые инвестировала Baring, можно найти Тинькофф Банк, Ozon.ru, Avito, «ВкусВилл», «Яндекс» и многие другие. Кто прав, кто виноват — решит суд. Нас интересует вопрос экономики, а точнее, инвестиционного климата. Инвестиционный климат из–за санкций средний, а имидж России как «токсичной» для капиталовложений страны активно раскручивается западными СМИ, которые в такое сложное время получили просто прекрасный подарок. Теперь из каждого утюга будет звучать: вот что происходит с теми, кто инвестирует в Россию. Новость однозначно негативная, хотя не должна в моменте сказаться на котировках российских акций и курсе рубля. Конечно, данная история бьет по нашему инвестиционному климату. Однако на фоне санкций это не очень принципиально. Вообще, 2,5 млрд рублей для Baring Vostok — это смешная сумма, думаю, это просто повод, здесь другого порядка конфликт интересов. У компании очень мощные позиции в российских верхах. На рынке даже шутят, что башни Кремля опять начали войну между собой.
Александр Разуваев
директор информационно– аналитического центра «Альпари»