Со стапелей сошел миллионный иск. Адмиралтейские верфи требуют с подрядчика 130 млн рублей

Автор фото: Сергей Коньков

Не исключено, что речь идет о контракте, закончившемся громким уголовным делом.

Как следует из картотеки арбитражных дел, иск корабелов на сумму 131,489 млн рублей был зарегистрирован Арбитражным судом Санкт–Петербурга и Ленобласти 12 февраля. Суть иска в материалах арбитражного дела не раскрывается. Заседание на момент подготовки текста не было назначено.
Адмиралтейские верфи сообщили, что поводом для судебного разбирательства стало нарушение АО "Новит Про" условий контракта. И корабелы, и их подрядчик отказались раскрыть суть тяжбы.
Однако не исключено, что поводом к претензиям Адмиралтейских верфей мог стать контракт на изготовление "Новит Про" 3D–моделей подводных лодок "Варшавянка" и "Лада", при исполнении которого, по данным петербургской полиции, было совершено хищение денег верфей. С 2017 года расследуется уголовное дело о мошенничестве, обвиняемыми по которому проходят бывший заместитель главного инженера Адмиралтейских верфей Глеб Емельченко, его знакомый Андрей Петров и бывший гендиректор "Новит Про" Валерий Пшеничный. Общая сумма похищенного, по предварительным данным, путем завышения стоимости работ составила порядка 130 млн рублей.
Расследование этого уголовного дела, отметим, не обошлось без трагедии. В феврале 2018 года Валерий Пшеничный, арестованный по обвинению в мошенничестве, был обнаружен повешенным в своей камере СИЗО–4. Ряд СМИ выдвигали версию о том, что бывшего гендиректора "Новит Про" пытали, причинами его смерти стали "тупая травма и асфиксия". В неофициальных разговорах высказывалось предположение якобы об убийстве Валерия Пшеничного. Впрочем, правоохранители не нашли никаких аргументов для возбуждения уголовного дела именно по этой статье УК, а квалифицировали преступление по ст. 110 УК (доведение до самоубийства).
Опрошенные "ДП" эксперты сходятся в том, что все большую популярность приобретает практика "разделения" уголовного и арбитражного процессов.
"Расследование уголовного дела и его рассмотрение в суде несопоставимо дольше, чем разбирательство в арбитраже. Финансовые претензии арбитраж лишь в исключительных случаях рассматривает в течение 8–12 месяцев", — отмечает гендиректор юридического бюро "Григорьев и партнеры" Наталья Григорьева. При этом, как показывает практика судов общей юрисдикции, при рассмотрении уголовного дела иск потерпевшего, которым в данной ситуации признаны Адмиралтейские верфи, не обязательно будет рассмотрен по существу. Есть вероятность, что суд признает требования корабелов обоснованными, но предложит им обращаться за возмещением в порядке гражданского судопроизводства.
Как полагает адвокат Александр Гуканов, специализирующийся на делах, связанных с военно–промышленным комплексом, арбитражный процесс, направленный на возмещение ущерба, позволяет Адмиралтейским верфям продемонстрировать контролирующим и надзорным органам свою работу по взысканию убытков.