Пилотная зона. Бизнес и власть о цифровизации Петербурга

На круглом столе в "ДП" чиновники и предприниматели пытались объединить подходы к цифровизации Петербурга, будущему, о котором говорит как Смольный, так и бизнес.

Денис Щербаков, директор государственного казенного учреждения «Центр информационного сопровождения»:

— Проект, который реализуется Центром информационного сопровождения, — "Единая карта петербуржца". Это приоритетный проект губернатора, который позволит гражданам комплексно получать доступ к различным сервисам, как городским, так и частным. "Единая карта петербуржца" — это сегмент из двух составляющих. Это информационная система, которая ведет учет данных держателей карт, и сам продукт — банковская карта, которая от обычной карты отличается дополнительными сервисами. Например, транспортное приложение, которое будет позволять совершать поездки, записывая все типы билетов, включая студенческие, пенсионные, "Подорожник". То есть абсолютно все виды проездных билетов. Также это идентификационное приложение, которое будет идентифицировать горожан в различных государственных сервисах. В том числе в системе здравоохранения. То есть при посещении поликлиники человеку не надо будет с собой нести паспорт, полис ОМС — все эти данные будут записаны на "Единой карте петербуржца". Соответственно, будет возможность записи электронной цифровой подписи на этот же носитель. Для врачей банки записывают электронную подпись бесплатно. Также это программы лояльности. Все мы с вами ходим по магазинам и носим с собой пачки дисконтных карт. Предполагается, что на "Единой карте петербуржца" как на универсальном идентификаторе все эти программы лояльности будут объединены. Получается, что система выступает агрегатором, который позволит в дальнейшем объединять информационные системы города и сервисы, востребованные у горожан. Мы сделали первый шаг в этом направлении.

Татьяна Станкевич, менеджер по продукту ООО «Газинформсервис»:

— Вы сказали, что в качестве одного из сервисов на вашей карте будет реализована возможность создания электронной цифровой подписи. Я занимаюсь направлением криптографической защиты информации, и интересно, будет ли у вас там квалифицированная или неквалифицированная подпись? Как предполагается ее формировать? Это будет государственный удостоверяющий центр, который будет бесплатно это все предоставлять населению, или нет?
Как физическое лицо, я пользуюсь цифровой подписью раз в год и не готова платить 2,5 тыс. рублей за новую подпись. Поэтому, если эта услуга не будет бесплатной, она не будет востребована в будущем.
Еще есть видение использовать этот сервис в качестве замены простой электронной подписи на портале госуслуг, поскольку уровень криптостойкости, который формируется на базе усиленной квалифицированной подписи, гораздо выше, поэтому в перспективе — сделать это заменой и передать функцию выпуска сертификата для частных физических лиц на сторону ответственного за портал госуслуг.

Денис Щербаков:

— На карту записывается усиленная квалифицированная электронная подпись, формируемая на платформе "КриптоПро". Это технологическое решение использовано потому, что в нашем здравоохранении врачи подписывают документы, листки нетрудоспособности и используют усиленную квалифицированную подпись, поэтому именно она там будет записана.
Модель "Единой карты петербуржца" — не ГЧП, конечно, но она реализуется совместно с банками. Три банка уже прошли квалификационный отбор, в том числе по принципу доступности для горожан, и у них есть свои удостоверяющие центры, аккредитованные Минкомсвязи, они будут записывать на карту цифровую подпись. Для врачей банки будут записывать электронную подпись бесплатно, для граждан этот сервис платный, потому что мы не можем возлагать на банки всю финансовую нагрузку. Но, как показывает практика других регионов, например Москвы, Татарстана, Уфы, электронная цифровая подпись гражданами не востребована. И поэтому мы посчитали излишним возлагать эту нагрузку на банки. Если это будет востребовано, то мы будем работать над тем, чтобы сделать эту услугу для граждан бесплатной.

Игорь Калюжный, генеральный директор ООО «МаксимаТелеком СЗ»:

— Биометрия — это очень спорный вопрос на самом деле. Что такое вход по отпечатку пальца? Система записывает не отпечаток пальца, а последовательность нулей и единиц, которая соответствует вашему отпечатку пальца.
Это тот же самый пароль, только более длинный. Причем это пароль, который можно вычислить. Это не рандомная вещь, как ЭЦП. Это реальная вещь, которую можно легко вычислить и вскрыть. Поэтому надежность биометрии в качестве инструмента идентификации — это вопрос очень и очень спорный.

Сергей Митягин, директор института дизайна и урбанистики Университета ИТМО:

— Я представляю университет ИТМО в той его части, которая используется как платформа для проектного офиса "Умный Санкт–Петербург". Проектный офис был создан в 2017 году. Собрания проектного офиса происходят раз в месяц. Организации и бизнес могут свободно посещать эти мероприятия. Представители власти включены в состав офиса распоряжением губернатора Петербурга, они посещают мероприятия в обязательном порядке. В рамках деятельности была создана концепция "Умного Санкт–Петербурга". В ходе обсуждений правительство концепцию одобрило. Согласно концепции, "Умный Санкт–Петербург" — это город, который представляет максимальную для текущего уровня возможность развития граждан за счет последовательного внедрения современных технологий. В этом плане драйвером выступают информационные технологии. В процессе было заложено три ключевых элемента. "Умный город" — это концепция отдельных технологических элементов, которые взаимодействуют друг с другом и позволяют достичь нового качества жизни граждан. С другой стороны, это способ внедрения умных решений, поскольку важным является то, насколько эти внедрения соответствуют потребностям и перспективам развития города. Потребности должны регулярно определяться в ежегодном мониторинге. Третья позиция — это способ использования технологий.
Комитет по информатизации и связи создал сайт, где есть окно для организаций и граждан, где они могут предложить решения. После экспертизы в случае одобрения таких решений они включаются в приоритетную программу развития Санкт–Петербурга. Первый вариант такой программы создан. На первом этапе было подано около 70 решений, из них около 30 было отобрано в первый вариант программы. Предполагается, что программа будет ежегодно обновляться за счет того, что на сайт будут подаваться новые решения. Это скорее дискуссионная площадка. Например, "Единая карта петербуржца" обсуждалась на проектном офисе, когда там присутствовали и бизнес, и власть. Высказанные замечания были учтены в технической документации.

Евгений Шполянский, директор по развитию продуктов ООО «ПРОТЕЙ СпецТехника»:

— Петербург является культурной и информационной столицей России. В городе уже существует больше сотни информационных систем. Соответственно, существенное внимание при работе проектного офиса должно быть уделено анализу уже реализованных в городе решений, а также их интеграции в перспективные модели умного города. Если эти аспекты не учесть на стадии концепции, мы получим набор отдельных информационных систем, которые будут давать отдельный частный эффект, но это не будет единым и интеграционным решением умного города.

Сергей Митягин:

— Этот вопрос поднимался. Была проведена большая работа совместно с комитетом по информатизации и связи. Определяли блоки работ в плане интеграции информационных систем. Интеграция может быть разной, но сейчас наиболее важна интеграция с точки зрения данных. Любая информационная система (а в Петербурге их порядка 80) генерирует и потребляет информацию. Не всегда она сопоставима в разных информационных системах. А вот как раз для того, чтобы она могла использоваться для качественного управления городом, она должна быть непротиворечивой. И в этом направлении комитетом по информатизации и связи был согласован ряд решений по выработке единой модели данных. Это структура, которая позволит объединить все данные и обеспечить единую точку доступа к информационному пространству Санкт–Петербурга.

Евгений Шполянский:

— Приведу конкретный пример. Если рассмотреть направление ЖКХ: в городе уже присутствует множество автоматизированных систем. При создании умного сегмента ЖКХ не получится просто взять и заменить все имеющиеся решения на новые — умные. Соответственно, должен проводиться анализ, должны разрабатываться требования к информационному сопряжению, к физическим интерфейсам. К этому вопросу обязательно должны подключаться разработчики и производители, имеющие соответствующие компетенции. Вопросы: ведутся ли подобные работы проектным офисом? Осуществляется ли уже какая–либо деятельность в части технического проектирования (ведь от концептуальных вещей нужно переходить к конкретным практическим)? Необходимо учитывать, что в конечном счете все новые информационные технологии умного города предназначены для повышения комфорта и безопасности населения (а не только для повышения удобства и эффективности работы городской администрации). Вопрос: проводятся ли социологические опросы населения для понимания реальных потребностей граждан и их осведомленности о перспективных инновациях?

Сергей Митягин:

— Проектирование не ведется, для этого требуется большая детализация. Но с технологической точки зрения такая работа была проведена, и было предложено концептуальное решение по объединению данных на основе международных стандартов. Они обсуждались на ряде встреч с представителями органов власти. Проектирование не ведется, потому что это этап реализации. Сейчас идет выработка концепции.

Алексей Нестеров, замдиректора макрорегионального филиала «Северо– Запад» ПАО «Ростелеком» — директор по проектам:

— Умный город, с нашей точки зрения, — это не просто набор технологических новинок, это прежде всего комплекс организационных мероприятий, а потом уже платформы, сервисы, умные устройства. Кто–то в погоне за ноу–хау предлагает инновационное решение, проект есть, но у потенциального потребителя нет в нем потребности. Нужно четко понимать, куда в этой экосистеме будет интегрирована разработка, какую пользу она принесет населению, бизнесу, органам власти. Нужны драйверы процесса. Например, в ЖКХ драйвером изменений могут быть жители, которые хотят автоматически сдавать показания счетчиков и иметь возможность экономить. В случае уличного видеонаблюдения это может быть потребность бизнеса или городских властей, которые хотят получать такое решение по сервисной модели, в которой пользователь платит только за результат в виде сервиса, а не за набор оборудования и софта. Сейчас мы видим тенденцию к потребности в сервисах следующего порядка, когда пользователю нужна не просто предоставляемая видеокартинка, а аналитика по ней, например распознавание лиц или подсчет автомобилей в транспортных потоках.

Юрий Берестов, генеральный директор компании «Айра»:

— В 2015 году на нашем инновационном производстве придумали материал SELIN — световые блоки из полимера, превосходящие по прочности бетон, которые встраиваются в любой объект городской инфраструктуры. С помощью материала SELIN удалось реализовать проекты: умный светофор и велодорожки, развивающие детские видеоплощадки, маркерную навигационную подсветку и дорожные ограничители с интеллектуальной системой предупреждения.
Велодорожки с помощью интеллектуальной системы навигации подсвечивают дорогу, задают скоростной режим и указывают направление движения. На опасных участках — выезд со двора или перекресток — работает специальная система предупреждения. По направлению движения устанавливаются велосчетчики, которые указывают количество участников и могут отличить женщину с коляской от велосипедиста. Мы реализовали велодорожку в Москве в "Иннополисе", в Казани, на главном проспекте в Грозном, но столкнулись с тем, что подобные проекты тяжело продвигать: все соглашаются с перспективностью и важностью для городской инфраструктуры, но не спешат в реализации на практике.
Второй проект — умный "Светофор под ногами". Стоп–линия синхронизируется со светофором и дублирует сигнал на блоки, встроенные в асфальт. Очень удобно в эру людей, которые постоянно смотрят в экраны мобильных телефонов. Это помогает избежать ДТП, когда пешеход в последний момент пытается перебежать дорогу, потому что отвлекся на телефон и пропустил зеленый сигнал светофора. В 2015 году мы реализовали проект на пр. Мира в Москве.
Я уверен, что выстроить новую инфраструктуру для городской среды можно в том случае, когда будет создана единая площадка для диалога между бизнесом и государством с прозрачной схемой работы и четкими правилами. Тогда процесс внедрения умных технологий в городскую среду будет проходить системно, сокращая срок от изобретения до реализации.

Елена Полякова, директор по развитию бизнеса в государственном сегменте и специальным проектам СЗФ ПАО «МегаФон»:

— Петербург, безусловно, одним из первых начал движение в сторону цифровизации. Правительством и комитетом по информатизации и связи была проведена огромная работа по созданию необходимой инфраструктуры, баз данных и информационных систем. В результате сегодня мы имеем огромное количество ведомственных систем (больше сотни), которые опираются на статистические данные отрасли. При этом общей картины, основанной на оперативных данных, которая предоставляет возможности для принятия управленческих решений, до сих пор нет. Если говорить об умном городе, то мне кажется, что все несколько увлеклись отработкой технологических решений. Смотрите, все крупные компании, связанные с телекомом и интеграцией, реализовали некое количество пилотных проектов, применили разные решения, которые сейчас включены в официальный паспорт "Умного города" ведомственной программы Минстроя РФ. Есть города, в которых работают умные светофоры, автобусы, домофоны и т. д. Однако до сих пор не очень понятно, к каким результатам приведет применение тех или иных технологий, как они повлияют на развитие конкретного города.
Если мы хотим, чтобы Петербург стал умным, нужно уйти от ведомственного подхода. К построению умного города пора подойти не с точки зрения количества технологий и проектов, которые реализованы на территории, а с точки зрения проверки влияния этих решений на достижение стратегических приоритетов Санкт–Петербурга. Про это я сегодня ничего не услышала, к сожалению. Мне кажется, что если мы принципиально не изменим подход, то так и будет — там поставили умные счетчики, а там два светофора. От этого наш город не станет более комфортным для жителей и более управляемым для власти. Мы просто покажем, что умеем применять какие–то технологии. Любая компания (в том числе и компания "МегаФон") с этого начинала. Но это была технологическая проба пера. Мы реализовали 11 направлений умного города в одном регионе, три направления — в другом. Сейчас важно сделать качественный скачок и подумать о создании единой платформы управления городским хозяйством. Она должна давать возможность и онлайн–связи с населением, чтобы понимать, как влияют условия, создаваемые властью, на качество жизни, и оперативной оценки ситуации в любой сфере городского хозяйства, и прогнозирования, как тот или иной проект приближает нас к достижению намеченных результатов и стратегических приоритетов. Сейчас такой подход мы стараемся опробовать в Кронштадте, поскольку, в соответствии с соглашением, подписанным губернатором Санкт–Петербурга и ПАО "МегаФон" на ПМЭФ–2018, для нашей компании эта территория определена как пилотная зона. Мы начинаем не с отдельных проектов, а с создания платформы, которая позволит в онлайн–режиме смотреть, что происходит, реагировать на ситуации и прогнозировать, к чему предпринимаемые сегодня шаги приведут в будущем.

Константин Бродкин, генеральный директор ООО «НПФ «Невотон»:

— Хочу немного конкретизировать. Я представляю предприятие, которое производит оборудование. Мы много чего можем произвести, но пока нет единого подхода и понимания того, каким должно быть оборудование. До этого мы говорили о высоких материях — об обработке информации. Но информация начинается снизу — с датчиков и счетчиков. Если сейчас мы не договоримся, как эти данные будут собираться и по каким каналам связи, промышленность будет сидеть сбоку и смотреть. А может быть, ей уже пора подключаться, чтобы начинать готовить серийные образцы устройств, которые потом в этой структуре будут действовать. Нужно, чтобы проектный офис с участием крупнейших провайдеров договорился о стандартах сверху донизу.

Денис Щербаков:

— Подытоживая все сказанное, у меня, как у практика, сложилось мнение, что количество со временем переходит в качество. Мы говорим про умный город, но я столкнулся с такой проблематикой при реализации нашего проекта, что если не реализованы какие–то мелкие сегменты в сфере транспорта, здравоохранения, то в итоге это все сложно реализовать для горожан. В России уже был проект универсальной электронной карты, который был в свое время свернут, потому что продукт не был востребован. Все прекрасно понимают, что, например, в деревне пенсионерами эти сервисы не востребованы, потому что в деревне отсутствует транспортная инфраструктура, где они могут оплатить услугу, и прочее. Санкт–Петербург сделал в этом отношении серьезный прорыв, есть много интересных решений в транспорте и здравоохранении и есть возможности, которые позволяют гражданам пользоваться этими сервисами. И сейчас количество этих проектов переросло в качество — в "Единую карту петербуржца", на которой мы можем объединить все сервисы, востребованные горожанами.