"Охта Парк": перспективные инвестиции

Автор фото: Сергей Ермохин

Как горнолыжные курорты Ленобласти стали поставщиками туристов для Сочи и Австрии, о строительстве в "Охта Парке" масштабного аквакомплекса и о других новшествах, которые позволят привлекать до 3 млн посетителей в год, в интервью "Деловому Петербургу" рассказал владелец курорта "Охта Парк" и холдинга "Росинжиниринг" Дмитрий Новиков.

Сейчас горнолыжный сезон в разгаре, но уже можно подвести итоги 2018 года?

— По нашим оценкам, за 2018 год "Охта Парк" посетили 1,5 млн человек. Для сравнения: в 2017 году было 1,2 млн человек.

За счет чего произошел такой рост?

— Мы полностью реконструировали курорт в 2015 году: можно сказать, что разломали все, что было, и отстроили его заново. С тех пор мы активно реинвестируем в его развитие. То есть все средства, которые зарабатываем, мы полностью направляем на дальнейшее улучшение сервиса. Например, в 2018 году объем вложений составил около 200 млн рублей. В 2018 году "Охта Парк" отметил 25–летие, и сейчас мы готовимся к следующему серьезному этапу инвестиций, так как существующая инфраструктура уже не может удовлетворить растущий спрос. До этого мы занимались бизнес–расчетами и оформлением земли, теперь всего в течение 3 лет планируем инвестировать 5 млрд рублей.

Что нового появится на курорте?

— Мы планируем построить современный спа–комплекс с аквапарком. Три года мы изучали мировой опыт, от японского до европейского, и сейчас приступаем к проектированию, а в 2020 году хотим начать строительство. Я уверен, что получится уникальный, интересный проект. Успех открытых бассейнов этим жарким летом показал, что мы движемся в правильном направлении. Но ждать каждое лето такой же погоды — рискованно для бизнеса, а пользоваться услугами нового аквакомплекса можно будет круглогодично. В хорошую погоду некоторые бассейны будут открыты.
Строительство аквапарка запланировано на территории, которая в настоящий момент не освоена. Туда же переедет каток, его площадь возрастет в 5 раз. Каток стал одной из точек притяжения "Охта Парка" — последние 2 года он признавался лучшим открытым катком страны. Но сейчас сюда приезжает до 3 тыс. человек в день, и мы видим, что людям уже некомфортно. Такая популярность в данном случае работает не в плюс бизнесу, а в минус. Поэтому мы и хотим увеличить его площадь, создав комфортные условия для катания. Все будет в едином комплексе с аквапарком, с подсветкой, в оформлении мы планируем применять 5D–технологии. Остальное рассказывать не буду, это будет сюрприз.
Также в следующем году при поддержке правительства и губернатора Ленобласти мы планируем оборудовать лыжные и биатлонные трассы с искусственным снегом — до сих пор таких трасс в Петербурге и Ленобласти не было. Здесь будут заниматься воспитанники спортивных школ, можно будет кататься любителям.

Сопутствующую инфраструктуру расширять в связи с этим будете — гостиницы, рестораны?

— Уже в 2019 году мы планируем увеличение нашего номерного фонда на 100 мест, через год добавим еще 150. В итоге мы хотим, чтобы в наших коттеджах и отеле могли размещаться до 1 тыс. человек. Сейчас максимальная вместимость — 550 человек, и мы не можем принять всех желающих в пиковые периоды. Загрузка высокая, и она растет, несмотря на то что "Охта Парк" находится довольно близко к городу. Все равно многие хотят не просто приехать и покататься на лыжах или коньках, но и остаться на выходные, а то и подольше. Например, в прошлом году почти 50% нашего номерного фонда хотели арендовать на все лето — как дачу. Но мы сдали в длительную аренду только 20% коттеджей, так как это не позволило бы нам принимать желающих приехать на более короткий срок. И чем больше появляется новых услуг, тем больше клиентов хотят остаться на несколько дней. Например, в рамках спа–комплекса мы планируем организовать восстановительно–бальнеологическое лечение различных травм двигательного аппарата. Это требует проживания здесь, а значит, нужно расширять инфраструктуру.

Строительство коттеджного поселка для постоянного проживания тоже входит в общую концепцию развития "Охта Парка"?

— Да, и не случайно мы назвали его "Образ жизни". Мы не стали проектировать коттеджи и продавать их, рассказывая, что здесь будет город–сад. Мы его сначала создали. И, уже обустроив территорию, стали проектировать и строить рядом жилье.

Кто здесь поселится?

— Наш клиент — это активный человек, который, безусловно, работает и, скорее всего, в Петербурге. Он является приверженцем здорового образа жизни, и у него есть семья. Для нас очень важно создать условия именно для семейной жизни. Например, если жена не работает, то здесь она может заниматься спортом, мы создаем клуб для различных занятий по интересам. Для детей мы планируем построить школу и детский сад, а уж возможностей для физического развития и прогулок здесь достаточно.

Горнолыжное направление расширять не планируете?

— Мы его освоили на 100% — нарастить гору вряд ли получится, природа сделала ее такой. Сейчас мы рассматриваем наш курорт в первую очередь как возможность приобщить человека к горным лыжам и сноуборду. И Москва, и Петербург являются по сути донорами для всех горнолыжных регионов, как российских, так и зарубежных. Может быть, в будущем наша страна дорастет до уровня Европы, где 7–10% жителей увлекаются горными лыжами. Поэтому на европейских курортах такой огромный поток туристов.

У нас пока значительно меньше?

— В лучшем случае 1%. Но в Европе этот рынок тоже не возник в один момент, не всегда горные лыжи были бизнесом. Например, в Австрии, в других горнолыжных странах были обязательные уроки физкультуры на горных лыжах, государство субсидировало поездки школ на горнолыжные курорты — оттуда появилась массовость. А после Второй мировой войны, например, развитие горнолыжных курортов стало социальным проектом, направленным на создание рабочих мест в горах, чтобы жители этих регионов не мигрировали в большие города. Россия еще в самом начале пути.

В нашем климате горнолыжным курортам сложно развиваться?

— Именно поэтому мы сейчас позиционируем "Охта Парк" как всесезонную туристическую рекреационную зону, а не как горнолыжный курорт. Мы инвестируем много средств в развитие территории. Например, здесь есть 16 га заболоченной территории, где мы планируем создать хороший водоем, запустить лодки и катамараны, вокруг — прогулочные дорожки.
"Охта Парк" стал драйвером развития территории: рядом строится много жилья, у нас уже есть детский клуб, в планах — школа, сад.

Конкуренция сейчас между курортами высокая?

— Для нашего региона это очень интересный бизнес. Если в городе выпал снег и стоит хорошая зимняя погода, то все курорты Ленинградской области заполнены на 100%. В остальное время на популярность влияет удаленность курорта от города, а также качество инфраструктуры и цены на услуги.

Сильно ли различаются цены от курорта к курорту?

— В среднем цены у всех сейчас более–менее одинаковы. На нас очень сильно влияет валютная составляющая. Все канатные дороги, пушки для искусственного снега, снегоуплотняющие машины — все это покупается за иностранную валюту. И все запчасти к ним — тоже. Например, в декабре снега было мало, поэтому приходилось активно использовать пушки. А значит, каждый кубометр снега имеет свою себестоимость. И нам приходится корректировать ее в зависимости от курса валюты. У снегоуплотняющих машин высокая амортизация, а стоят они дорого — $400–500 тыс. при среднем сроке эксплуатации 4–5 лет. То есть она обходится нам в $100 тыс. за зимний сезон. А сегментирование идет в сфере услуг: прокат, инструкторы, еда. Например, мы активно развиваем сферу питания — у нас есть и ресторан, и недорогой фастфуд. Клиенты разные, и мы каждому должны предоставить возможность поесть на природе так, как он хочет или может.

Интересно, что именно вокруг горных лыж стали формироваться рекреационные зоны.

— Горные лыжи создают поток людей, формируют привычку к загородному отдыху. И сейчас уже поток тех, кто приезжает не кататься на горных лыжах или сноуборде, а на каток, на ватрушки или просто погулять, гораздо больше.

"Охта Парк" ориентирован на жителей Петербурга и Ленобласти. А туристы из других городов или стран у вас бывают?

— У нас много китайских групп. Мы с ними, правда, очень аккуратно работаем и предлагаем им не пиковое время. В основном они у нас проводят одну ночь, им удобно с точки зрения логистики, что рядом ЗСД, КАД, аэропорт. Стали активно приезжать люди из Москвы, говорят, что по сравнению со столицей у нас хорошо развита инфраструктура и при этом демократичные цены.

Альтернативой Сочи стать не хотите?

— Это совсем разные концепции. Сочи — горнолыжный регион, и он развивается как все регионы. Мы — их катализатор. Люди учатся здесь кататься, уже не могут без горных лыж, а потом едут на более крутые трассы. Если говорить о российских горнолыжных регионах в целом, то только грамотно выстроенный маркетинг позволит им получить наших клиентов. Их главные конкуренты — это западные регионы. Им нужно, чтобы человек поехал не в Австрию, а на Кавказ.
Горные лыжи — серьезный драйвер экономики, создающий новые рабочие места в смежных отраслях. Люди тратят достаточно много денег, причем в большей степени не на катание. Сам по себе ски–пасс стоит не так много, и в целом этот бизнес крайне низкомаржинальный. Здесь высокий уровень затрат — эксплуатационных, амортизационных, очень дорогое оборудование. Поэтому в Европе государство активно участвует в развитии горнолыжных районов. Например, все канатные дороги Франции принадлежат министерству транспорта, так как это инфраструктура, а бизнес вокруг пользуется тем, что народ приехал на склоны. Государство получает налоги и рабочие места. Владельцы отелей, например, обязаны покупать продукты только в своем регионе, что стимулирует животноводство.

Как будет развиваться рекреационная зона в Ленобласти?

— Руководство региона достаточно активно работает над этим направлением. Например, с 2019 года все компании, вкладывающие инвестиции в развитие спортивной и туристической инфраструктуры и находящиеся в туристско–рекреационных зонах Ленобласти, получили возможность освобождаться от уплаты налога на имущество. А это высвобождает средства, дает существенные возможности для их дальнейшего реинвестирования в развитие территории, что в свою очередь стимулирует создание новых рабочих мест и увеличение налоговой базы.

Каких результатов вы планируете достичь?

— Когда заработает вся инфраструктура, то, мы думаем, абсолютно реальным для нас будет принимать 3 млн человек в год. Правда, тогда возникает уже другая проблема — нагрузка на дороги, которые ведут к "Охта Парку". Придется работать на опережение с властями Ленобласти, думать, как сделать развязку с Приозерской трассой. И задачи намного шире, чем просто создать инфраструктуру внутри курорта.