Альтернативы "Победы". Летать из Петербурга за границу станет дороже

Автор фото: ТАСС

Авиакомпания "Победа" объявила, что полностью отменит все международные рейсы из Пулково с 31 марта из-за "систематических задержек рейсов службами аэропорта". Источники в отрасли поясняли, что причиной стали действия пограничников, затягивавших обслуживание рейсов в аэропорту. Из Петербурга по прямым международным направлениям летает пять лоукостеров. Эксперты подчеркивают, что уход "Победы" прежде всего станет невыгодным для самих пассажиров, так как из Пулково уходит перевозчик с самыми дешевыми билетами, что в будущем может привести к повышению цен на услуги иностранных лоукостеров.

Полеты лоукостера "Победа" из Петербурга начались в октябре 2015 года. За 3 года компания начала осуществлять рейсы по 18 направлениям, шесть из которых — международные. Среди них есть полеты в Стамбул, Милан, Лондон, Пизу, Кельн и Тбилиси. В марте должны были стартовать полеты в Жирону.

Дешевле "Победы"

Компания "Туту.ру" сравнила цены на авиабилеты "Победы" на конец февраля (они все еще есть в продаже) с ценами на те же направления других авиакомпаний. Выяснилось, что по четырем международным направлениям дешевле "Победы" вариантов не существует.
Например, полет 27 февраля из Пулково в Лондон "Победой" в одну сторону обошелся бы пассажиру в 2,7 тыс. рублей. Альтернативный рейс есть у авиакомпании "Россия", где полет стоит уже 5,3 тыс. рублей. Прямой рейс "Победой" в Кельн из Петербурга на 25 февраля обойдется пассажиру в 2,9 тыс. рублей. Прямых полетов на конец февраля 2019 года до этого немецкого города из Пулково кроме "Победы" никто не осуществляет, поэтому альтернативный рейс придется совершать с пересадкой в Москве, который обойдется уже в 18,8 тыс. рублей.
Такая же ситуация обстоит с городом Пиза, прямой полет до которого из Пулково стоил бы 3 тыс. рублей. Альтернативный самый дешевый вариант с транзитом через Москву, по подсчетам "Туту.ру", на 26 февраля стоит уже 14,5 тыс. рублей. В Милан можно полететь прямым рейсом от "России" примерно за 6 тыс. рублей, в то время как аналогичный маршрут от "Победы" стоит в 2 раза дешевле.
"Пассажиры будут платить за авиабилеты больше, а лететь придется дольше. Исключением стал рейс Петербург — Тбилиси. Слетать с Nordavia получится чуть дешевле, чем с "Победой", — отметили в "Туту.ру".
Альтернативный полет в Тбилиси российской компанией Nordavia стоит 4,4 тыс. рублей, рейс от компании "Победа" стоит на 400 рублей дороже.

Порт лоукостеров

"Победа" — не единственный лоукостер, который осуществляет прямые перелеты из Петербурга за рубеж. Сейчас международные рейсы из Пулково есть у иностранных экономперевозчиков AirBaltic, Wizz Air, Fly One, Vueling Airlines и Buta Airwayz. Но ни одна из этих компаний не является российской, поэтому их ценовая политика строго привязана к курсу евро и доллара, что не всегда может быть выгодно для российского клиента.
Исполнительный директор аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев отмечает, что пока рано говорить о бесповоротном уходе "Победы" с международных линий Пулково. По его мнению, ситуация еще может измениться.
"Но, если все же такой конкурент, как "Победа", уйдет, можно ожидать повышения цен у других авиакомпаний. Но опять же не по всем направлениям, и повышение распределится неравномерно. Сегодня лоукостеры ведут ценовую и тарифную политику ситуативно, поэтому предсказать, как будут меняться цены, довольно сложно. Если по какому-то направлению эластичность спроса высока по цене, то там авиакомпании не рискнут менять тарифы. Пока можно утверждать одно: меньше конкурентов — выше цены, но расклад может измениться в любой момент", — считает эксперт.
Также он подчеркнул, что во многом сейчас всю российскую гражданскую авиацию в той или иной степени можно назвать лоукостерами из-за низких издержек на одного пассажира. Если исходить из классической бизнес-модели лоукостеров, то "Победа" является сейчас наиболее последовательным игроком на рынке экономных перевозок в России, добавил Пантелеев.
"Безусловно, существует проблема цены на билет оставшихся иностранных лоукостеров, которые выстраивают свои цены исходя из иностранной валюты. Но эта проблема проявляется по большому счету раз в неделю, когда перевозчики обновляют цены в соответствии с курсом рубля, поэтому серьезно она при отсутствии альтернативных перелетов "Победой" на пассажирах не скажется", — отметил он.
Эксперт подчеркнул, что иностранные перевозчики исходят из рентабельности своих услуг на российском рынке. Если они поймут, что несут серьезные убытки и при этом не могут компенсировать их поднятием цен на рейсы (потому что россияне не смогут себе их позволить), они просто покинут российский рынок, как это, например, произошло в 2015 году. Тогда свои перелеты в Россию прекратили многие крупные авиаперевозчики.
"При таком сценарии произойдет перераспределение пассажиропотка между международными рейсами. У Петербурга в любом случае останутся полеты в крупные европейские хабы, которые являются ключевыми деловыми центрами, поэтому присутствие тех или иных авиакомпаний в Пулково сохранится", — подытожил эксперт.
О том, что "Победа" может прекратить полеты по международным направлениям, стало известно 15 января 2019 года. Причиной назвали систематические задержки рейсов службами аэропорта. Источники в отрасли поясняли, что речь идет о действиях сотрудников пограничной службы ФСБ, которые требовали вскрыть все заблокированные и опломбированные кухонные отсеки в салоне самолета, что увеличивало время подготовки самолета к вылету. Из-за этого начались задержки. В компании подчеркнули, что ранее подобных требований не выдвигалось. В ФСБ говорят, что работники авиакомпании отказывают сотрудникам в осмотре помещений и технологических отсеков. "Победа" использует заблокированные неиспользуемые кухонные отсеки с самого начала полетов для сокращения времени уборки и досмотра самолета для обеспечения короткого разворота рейса, пояснил источник в отрасли.