Шоковый сценарий становится реальностью: об экологическом сборе

 

С 2019 года ставки экологического сбора выросли по всем подлежащим утилизации после утраты потребительских свойств 54 группам товаров и упаковки. Согласно законодательству, у производителей и импортеров товаров есть выбор: самостоятельно утилизировать отходы или уплачивать экологический сбор. Согласно статистике, ввиду неразвитости рынка сбора тары в стране более 70% крупнейших компаний выбирают уплату экологического сбора. В их числе и пивоваренные компании.
В минприроды резкое повышение ставок объясняют тем, что производители предпочитают платить низкий сбор, вместо того чтобы утилизировать товары и упаковку. В ведомстве предполагают, что повышение ставок будет стимулировать компании самостоятельно заниматься переработкой отходов. На сегодняшний день рынок сбора и переработки в России находится на начальной стадии, ценообразование на нем непрозрачно, поскольку стоимость утилизации напрямую зависит только от утилизатора.
Несмотря на неразвитость рынка, стоимость экосбора в законопроекте решено увеличить сразу на порядок. Для упаковок из алюминия сбор вырастет с текущих 2,423 тыс. рублей за тонну до 20 тыс. рублей, для упаковочного материала из полимера — с 3,844 тыс. до 10,432 тыс. и пр. Можно предположить, что для составления текущей версии проекта утилизаторами были предоставлены сильно завышенные данные по себестоимости переработки. Более того, не учтено, что некоторая часть отходов после первичной переработки становится ценным сырьем и подлежит дальнейшей продаже переработчиками. Мы считаем меры по стимулированию переработки отходов в стране логичным шагом, но они должны быть аргументированными и экономически обоснованными.
Мы выполняем текущие нормативы на 100%, поэтому рост ставок на пластик на 250%, а на металл, включая алюминий, на 800% является для нас и всей индустрии шоковым сценарием. В условиях ограниченного предложения по сбору и утилизации, а также по опыту рынка подакцизных товаров можно предположить, что резкое повышение ставок на экосбор даст импульс развитию теневого рынка нелегальных актов по утилизации. В то время как доля непереработанных отходов будет только расти. В конечном счете производители будут вынуждены компенсировать свои затраты на экосбор путем повышения цены продукции для конечного потребителя, а государство не достигнет преследуемой цели.
В начале 2018 года представители бизнеса обсуждали и предоставляли в правительство сбалансированный сценарий по увеличению размера экосбора, однако в текущей версии предложения учтены не были. На текущий момент ставки учитывают интерес исключительно одной стороны — утилизаторов, но мы все–таки надеемся на конструктивный диалог бизнеса и государства. Кроме того, важно отметить, что наша компания совместно с другими лидерами рынка потребительских товаров в России начала работу по сокращению издержек и развитию системы раздельного сбора отходов. Решение подобных вопросов требует вовлечения всех заинтересованных сторон, поэтому работа ведется совместно с ассоциацией "Промышленность за экологию" (РусПЭК). Надеемся, что в обозримом будущем нам удастся представить общественности совместный проект, который окажет непосредственное влияние на рынок переработки.
Ораз Дурдыев, директор по корпоративным вопросам и правовым отношениям AB InBev Efes