Михаил Емельянников Все статьи автора
20 декабря 2018, 10:27 141

За нами следят, и это не паранойя. Регулировать сферу защиты персональных данных сложно

Часто мы не понимаем, насколько уязвимы в ситуации глобальной слежки и куда передаются собранные о нас данные. На самом же деле о нас знают гораздо больше, чем знаем даже мы сами. И не только знают. Всевозможные умные гаджеты могут без нашего ведома совершать за нас определенные действия. Кроме того, многие устройства имеют возможность видеосъемки или видеозаписи экрана смартфона во время переписки или других действий. Известна история с российским фастфудом, который отправлял на сервер видеозапись с экрана во время использования приложения. А ведь туда могли попасть платежные данные банковских карт! Смартфоны — вообще уязвимый гаджет. В последнее время резко возросло число атак на гаджеты, которые используют системы мобильного банкинга. Эти атаки достаточно сильны и позволяют выводить большие деньги. В России ущерб оценивается примерно в 1 млрд рублей в год.

Под властью данных. Большой брат не просто следит за нами, но и неплохо на нас зарабатывает

Под властью данных. Большой брат не просто следит за нами, но и неплохо на нас зарабатывает

616
Екатерина Голуб

Наконец, с помощью обработки больших данных стало возможно манипулировать людьми, оказывая влияние на массы. Выборы Трампа — самый наглядный пример того, чем опасно отслеживание наших действий. Это первые в мире выборы, выигранные путем воздействия на избирателей через анализ больших данных и поведения людей в социальных сетях. Компания Cambridge Analytica брала данные с Facebook и таргетировала политическую рекламу для конкретных избирателей в зависимости от места их проживания, социального положения, проблем в регионе.

Ощутимые меры по защите пользовательских данных начали принимать в Европе. Например, серьезно штрафуют соцсети за нарушение требований приватности и слишком вольный оборот данных. В России недавно попытались внести закон о больших пользовательских данных, но попытка была крайне неудачной. Законопроекты пишут, но, во–первых, регулировать эту сферу сложно, потому что непонятен сам предмет регулирования. А во–вторых, все регулирование сводится к тому, что будут создаваться некие компании, которые получат монопольное право на доступ к большим данным, что, на мой взгляд, очень плохо. Ну и в–третьих, надо как–то отделять персональные данные от остального массива информации или сводить их вместе — а единого мнения на этот счет нет.

Процесс законотворчества идет тяжело, потому что есть много игроков, разных точек зрения. Есть сторонники идеи, что данные нужно сделать максимально рыночным товаром, чтобы потом использовать их в экономике для развития компаний. Кто–то говорит, что в первую очередь надо думать о приватности и максимально ограничить оборот. Поскольку тенденции противоположны, и там и там есть лоббисты, так что решение простым не будет.

Михаил Емельянников, управляющий партнер консалтингового агентства "Емельянников, Попова и партнеры"

Новости партнеров
Реклама