Апартаменты в поисках диалога. Девелоперы встали на защиту апарт-отелей

Апарт-отель Docklands
Автор фото: Антон Ваганов
Апарт-отель Docklands
Автор фото: Антон Ваганов

Претензии, которые власти предъявляют девелоперам апартаментов, надуманны и во многом идут из–за незнания продукта.

Участники рынка готовы рассказать и показать, но натыкаются на нежелание Смольного слушать. Таково печальное резюме круглого стола, организованного газетой "Деловой Петербург" в надежде достучаться до исполнительной власти.
Приглашенный для общения с бизнесом главный архитектор города, глава КГАВладимир Григорьев отказался от участия в мероприятии в последний момент. Его ответ на официальный запрос редакции можно увидеть здесь.
В середине ноября врио губернатора Санкт–Петербурга Александр Беглов поручил Госстройнадзору проанализировать исходно–разрешительную документацию строящихся апарт–отелей. По мнению властей, продажа юнитов в них порождает колоссальные проблемы как для покупателей апартаментов, так и для жителей близлежащих территорий. Причина в том, что они не обеспечены транспортной и социальной инфраструктурой, как остальные жилые дома.
Специалисты надзорного ведомства проверят соответствие строящихся объектов требованиям разрешения на строительство, проектной документации и строительным нормам и правилам, установленным для зданий в зависимости от их назначения. В случае выявления отступления от требований проектной документации, техрегламентов застройщики будут привлечены к административной ответственности, и ведомство будет ставить вопрос о прекращении действия разрешения на строительство, что, по мнению экспертов, моментально обрушит весь рынок апартаментов.

В чем разница

Конечно, апартаменты максимально приближены к квартире по структуре и оснащенности помещений, но при этом они должны быть обеспечены необходимым гостиничным сервисом.
"Именно из–за появления апартаментов, строящихся как псевдо– или недожилье, в Правилах землепользования и застройки Санкт–Петербурга появилось требование об обеспечении гостиниц, в которых больше 10% номеров оборудованы "местом для приготовления пищи", социальной инфраструктурой по нормативам жилья", — считают в группе компаний "Балтрос".
По словам участников рынка, претензии к апартаментам как к "псевдожилью" можно предъявлять только в отношении первых проектов, которые такими и являлись.
"Когда апартаменты только начинали выходить на рынок, они действительно воспринимались не как доходная недвижимость, а как более дешевый вариант жилья", — рассказал гендиректор "MASTER Девелопмент" Вячеслав Семененко. "И только в процессе эволюции рынка мы пришли почти к гостиничному формату, в котором номера принадлежат многим людям и сдаются либо на короткий, либо на длительный срок", — добавляет он.
"Со стороны власти происходит очевидное смешение понятий. В результате под горячую руку могут попасть и проекты "псевдожилья", которое называется словом "апартаменты" лишь для обхода градостроительных ограничений, и настоящие апарт–отели", — беспокоится Константин Сторожев, генеральный директор ООО "Вало Сервис" (управляющая компания апарт–отеля VALO).
"Сложность в том, что сейчас существуют два формата: buy–to–live (для жизни) и buy–to–let (для инвестиций). Причем если в Москве апартаменты приобретаются преимущественно для проживания, то в Петербурге 85% спроса на апартаменты формируют те, кто приобретает их с целью получения дохода", — считает Катерина Соболева, директор департамента инвестиций в недвижимость компании "Бекар".
Николай Антонов, генеральный директор "МТЛ. Управление недвижимостью", думает, что поставить фильтр для проектов "псевдожилья" — это разумно.
"Никто не запрещает строить сервисные апарты, которые фактически являются гостиницами для долгосрочного или краткосрочного проживания. Но получить разрешение на гостиницу, а вместо нее построить дом на 1000 квартир, не озаботившись созданием нормальной гостиничной инфраструктуры, не обременяя себя никакими обязательствами перед городом и покупателями недвижимости, — это неправильно", — полагает он.
Сложность, впрочем, может возникнуть при отделении зерен от плевел.
Эксперты говорят, что отличить "псевдожилье" от апарт–отелей при желании несложно. Достаточно посмотреть на соответствие проектной документации требованиям, предъявляемым к гостиницам. Они четко определены в нормативных документах. "Например, в нашем проекте предусмотрены бельепроводы, которые позволяют незаметно транспортировать грязное белье в стирку. Зачем подобное в жилом доме?" — сетует директор ООО "Вало Сервис".

Кухонное лобби

"Что же касается кухонь, то сейчас во многих высококлассных отелях часть номеров оборудованы кухонной зоной, потому что это удобно и комфортно путешественникам. Мы готовы свозить господина Григорьева и показать примеры", — говорит Катерина Соболева.
По мнению Константина Сторожева, со стороны властей, наоборот, необходима поддержка рынку апартаментов: "Именно качественные апарт–комплексы могут побороть недостаток качественных объектов размещения в среднем ценовом сегменте, самом популярном у туристов. При этом без копейки бюджетных денег", — добавляет эксперт. "Более того, строительство способно привлечь поток частных инвестиций в экономику региона. Этот потенциал сейчас сильно недооценен. На мой взгляд, то, что наши граждане готовы вкладываться в развитие туристической отрасли Петербурга, нужно приветствовать", — уверен Константин Сторожев.
С ним согласен Вячеслав Семененко: "Вспомним Болгарию и другие западные страны, где наши граждане до последнего времени вкладывали деньги в апартаменты. Сейчас мы, по сути, вернули эти деньги назад, предложив интересный инвестиционный продукт", — поясняет он.
"Рынок апарт–отелей абсолютно "белый". Это наше преимущество в глазах покупателя, который получает подтвержденную информацию о доходности актива. Но за счет этого и мы, и наши инвесторы белы в глазах налоговой инспекции, контролирующих органов. Мы платим все налоги, наши инвесторы также чаще всего зарегистрированы как ИП и платят налоги и выплаты в фонды. Мы регистрируем всех арендаторов, и информация по ним тоже открыта", — рассказывает госпожа Соболева. Если апартаменты запретят, то по сути рынок будет опять загнан в серую зону, говорит эксперт.

Картина рынка

По данным Colliers International, c 2013 года объем первичного рынка апартаментов в Петербурге вырос более чем в 4 раза — со 189 тыс. до 796 тыс. м2. При этом большая доля — 65% — в проектах, представленных к продаже на конец III квартала 2018 года, приходится на сервисные апартаменты. По мнению экспертов, популярность апартаментов как инвестиционного продукта растет, и они вступают в конкуренцию с классическими гостиницами Северной столицы. К концу 2022 года число номеров в апарт–отелях сервисного формата превысит 15 000, а их совокупная площадь составит более 480 тыс. м2.
По оценке экспертов, в 2018 году доля инвестиционных покупок в общем объеме продаж апартаментов достигала от 75 до 80% в зависимости от квартала, в то время как на этапе зарождения сегмента, в 2011 году, с долей 70% превалировали покупки для собственных нужд. Сегодня на них, а также на спекулятивные покупки — с целью дальнейшей перепродажи номера, приходится от 10 до 25% сделок.
При этом на конец 2018 года номерной фонд классических гостиниц Петербурга насчитывает 22 300 номеров в 173 отелях (без учета хостелов, мини–отелей, апарт–отелей).
Если по количеству гостиниц в общей структуре преобладают трехзвездочные отели, то по числу номеров более половины фонда позиционируется в категории четыре звезды.
Как отмечает Андрей Косарев, генеральный директор Colliers International в Санкт–Петербурге: "Сегмент сервисных апартаментов находится в активной фазе развития. На рост его привлекательности как инвестиционного продукта оказывает влияние целый ряд факторов — нехватка в городе бюджетных гостиниц, ожидаемое снижение доходности инвестиций в жилье, заявляемая девелоперами высокая прибыльность актива. По мере развития рынка, его насыщения будет повышаться и его прозрачность.
На сегодня, согласно нашей оценке, после вычета всех обязательных платежей и расходов реальные цифры доходности близки к 7–8% годовых для построенных объектов до налогообложения".

Столичный опыт

Формат апартаментов набирает популярность в высшем ценовом сегменте жилого рынка Москвы. Так, по итогам III квартала 2018 года на его долю пришлось 54% объема первичного предложения элитного жилья столицы, отмечают аналитики компании Blackwood.
Следствием вывода большого объема предложения на стадии низкой строительной готовности стало снижение цен в сегменте апартаментов.
По сравнению с концом 2017 года в рублевом выражении оно составило 7%, в долларовом — 20%. В итоге средневзвешенная цена предложения на рынке элитных апартаментов составила 614,1 тыс. рублей, или $9070 за 1 м2.
Именно ценовая ситуация стала основным отличием сегмента апартаментов от сегмента элитных квартир, в котором цены с начала 2018 года, наоборот, выросли.
"Апартаменты завоевали свою долю рынка, в том числе в элитном сегменте, — отметил директор департамента консалтинга, аналитики и исследований Blackwood Александр Шибаев", — то, что им все еще не присвоен статус жилья, имеет и минусы, и плюсы. Спрос на них может отставать от классических квартир (а именно высоким спросом и вымыванием самого ликвидного предложения квартир вызван рост цен на рынке элитного жилья), но зато апартаменты располагаются в удачных для бизнеса и жизни локациях, таких как "Москва–Сити", и обладают более низкой стартовой стоимостью".
Существенная доля недавно построенных дорогих проектов или только готовящихся к выводу на рынок Петербурга тоже относится либо к элитным апартаментам, либо к апартаментам класса de luxe.
Примером таких объектов являются "Резиденция на Каменном", Royal Park, Del Arte, "Монферран" и многие другие.
Ряд из них возведены на Каменном острове, на котором с 2005 года строительство жилья запрещено благодаря распоряжению Валентины Матвиенко. Именно поэтому вся построенная там недвижимость будет относиться только к категории нежилой. То есть единственный выход легального строительства — апарт–отель.
Но такая недвижимость по факту не нуждается в социальной инфраструктуре массового пользования.
"Жителям элитных особняков не нужны дворовые школы, и их не волнуют очереди в детские сады. Они вряд ли пользуются обычной городской поликлиникой и даже магазины предпочитают элитного уровня", — об этом также хотели рассказать чиновникам инвесторы.
К слову сказать, девелоперы даже не против платить за неиспользуемую инфраструктуру, просто хотят понимать правила игры еще на старте, а не в процессе строительства.
Постоянно меняющиеся решения властей могут привести к ситуации, в которой оказался проект апарт–отеля "Корабли" на Смоленке. Его судьба очередной раз повисла в воздухе.

Апарт-отели Петербурга

Апарт–отель YE’S на ул. Хошимина (сеть YE’S). ГК «Пионер»

— Управляющая компания — УК YE’S
— ул. Хошимина, 16
— Количество номеров — 975
— Апартаменты трех категорий: Standard (27–29 м2), Superior (31–35 м2) и Deluxe (42 м2). Оборудованы кухонной зоной, санузлом, мебелью, техникой и текстилем
— Круглосуточная стойка ресепшен
— Фитнес–центр, ресторан, химчистка, система хранения вещей
— Доходность 8–10% годовых без учета капитализации — 20–30% за период строительства

Лофт–квартал Docklands. ГК Docklands development

— Наб. Макарова, 60/1
— 386 апартаментов
— От 30 до 147 м2
— Студии, апартаменты с одной, двумя, тремя спальнями. Кухни–гостиные, ванные и душевые, гардеробные
— Лобби в каждом здании — со стойкой ресепшен, зоной для встреч, отдыха или ожидания
— Закрытый внутренний двор, озеленение — 30% участка. Детская игровая площадка, уличная мебель, летом — открытая терраса ресторана
— Доходность — до 14% годовых
— Продано 92% апартаментов

AVENUE–APART. ГК «БестЪ»

— Управляющая компания — МТЛ
— Ул. Академика Павлова, 7
— 319 квартир
— Площадь — от 27 до 69 м2
— Чистовая отделка. Подведена холодная и горячая вода, выполнена полная разводка электричества. Остаются декоративная часть и интерьерные работы
— Наличие ресепшен
— Общественная зона
— Доходность — 10–12%
— Продано 100% апартаментов

Vertical (сеть отелей). Becar Asset Management

— Becar Asset Management
— Московский пр., 73, корп. 3А
— 126 номеров
— Площадь — от 26 до 64 м2
— Студии SNGL и DBL, стандарт, люкс. В зависимости от класса санузлы различной комплектации, кухонные зоны, коридоры
— Наличие ресепшен
— Есть фитнес–зал, прачечная, конференц–зал, лобби
— Доходность — до 15%
— Продано 100%

SALUT! ООО «СОЮЗ ИНВЕСТ ДЕВЕЛОПМЕНТ»

— Управляющая компания — Salut V
— Пулковское шоссе, 14
— 2688 юнитов
— 24 до 55 м2
— В зависимости от класса комплектуются мягкой мебелью, бытовой техникой, кухонной зоной, рабочим столом, гардеробными
— Круглосуточный ресепшен, комфортные зоны ожидания
— Общественные зоны в разработке
— Доходность — 9–11%
— Продано 80%

Светлый мир «Внутри…» Seven Suns Development

— Управляющая компания — "Невский дом"
— 41–й км Приморского шоссе, Таможенная дорога, 11, корп. 1
— 835 номеров
— От 45 м2
— 100 вариантов планировок. Санузлы и выделенные зоны для кухни есть в каждом юните
— Ресепшена нет
— Спортивный центр, кофейня, магазины, оздоровительно–реабилитационный центр, спорткомплекс, центр уличных видов спорта и др.
— Доходность — 17%. Продано практически 100%

VALO. ООО «ГАЛС», генподрядчик Lemminkainen (ГК «ЮИТ»)

— ООО «ВАЛО Сервис»
— Ул. Салова, 61
— 1–я и 2–я очереди — 1545 апартаментов
— От 23 м2
— Полная отделка, оснащение (мебель, бытовая техника, текстиль, посуда)
— Лобби 400 м2
— Лобби, ресторан с банкетным залом, конференц–зал, коворкинг, фитнес, бассейн, спа
— От 9%
— Продано около 900 апартаментов

Инвест–отель «Интуит». Plaza Lotus Group

— Управляющая компания — PLG
— Витебский пр., напротив станции метро "Купчино"
— 1521 апартамент
— От 18 до 60 м2
— Студии, одно– и двухкомнатные юниты, кухонные зоны на 3–м этаже, санузел
— Ресепшен
— Креативное пространство: лекторий, библиотека, коворкинги. Поликлиника, ресторан, ФОК
— Доходность — 17%. Продано 197 апартаментов

Загородный комплекс «Первая Линия». ГК «Пионер»

— УК "Пионер–Сервис"
— г. Зеленогорск, Приморское шоссе, 502А
— 127 номеров
— От 50 до 120 м2
— Одно– и двухуровневые апартаменты с одной, двумя или тремя спальнями, гостиной с камином и кухонной зоной, одним или двумя санузлами
— Пять корпусов с апартаментами на закрытой территории 4,5 га
— Инновационный курорт «Первая Линия. Health Care Resort», спа–комплекс, фитнес
— Не является инвестиционной недвижимостью

«Императорский Яхтъ–клуб». «Гранит»

— Engel&Volkers
— На Безымянном острове Санкт-Петербурга, наб. Мартынова
— 52 номера
— 209–360 м2
— В квартире с тремя спальнями четыре санузла
— Состоит из двух корпусов и занимает благоустроенную территорию около 5 га, частный парк, закрытая территория, консьерж, охрана
— Имеет собственную яхтенную марину, прогулочный катер–такси и вертолетную площадку для удобства резидентов

GRANI. «Строительный трест»

— Петроградская сторона, на пересечении Большой Зелениной ул. и Корпусной ул.
— 57 апартаментов
— От 36 до 117 м2
— 1–, 2– и 3–комнатные апартаменты, возможна перепланировка внутренних перегородок, помещения без чистовой отделки или с ремонтом под ключ
— Ресепшен, круглосуточная служба безопасности
— Апарт–отель в составе многофункционального комплекса

Резиденция на Каменном

— На территории Каменного острова, 1–я Березовая аллея, 7, 7Е
— 18 апартаментов
— 109–518 м2
— Усадьба из двух особняков и клубного дома на территории 1 га. Особняк «Таубе» состоит из 12 резиденций от 109 до 518 м2. «Шуберта» — шесть резиденций с открытыми террасами и индивидуальными лифтами площадью от 150 до 190 м2
— Ресепшен, консьерж–служба
— Оздоровительный центр, фитнес–зал, библиотека, лаунж–кафе, частный парк с фонтаном, беседками и малыми архитектурными формами
Сервисные апартаменты — это коммерческая недвижимость, симбиоз доходного дома и гостиницы. Апартаменты, которые сдаются на долгий срок, заполняют в России нишу арендного жилья. Сдавая номера в краткосрочную аренду, апарт–отель конкурирует с классическими трех– и четырехзвездочными гостиницами, которых в Петербурге очевидно не хватает. Ключевое отличие апарт–отеля от псевдожилья — не особенности планировки номеров и не наличие в них кухонной зоны (европланировки пользуются спросом и делаются сейчас даже в самых обычных жилых комплексах). Главные отличительные признаки — отделка и меблировка по гостиничным стандартам, набор гостиничных услуг и управляющая компания с компетенциями гостиничного оператора. Именно это позволяет апарт–отелю пройти классификацию с присвоением звезд и превращает его в инструмент для ведения бизнеса. Управляющая компания обеспечивает предоставление услуг по размещению на заявленном уровне. И если она выходит из проекта, то по–хорошему апарт–отель должен пройти классификацию с учетом требований, возможностей и компетенций новой УК. Безусловно, всегда были и будут собственники, приобретающие гостиничный номер для собственного проживания. Таких, по моим наблюдениям, 10–20%. Расходы на содержание и обслуживание номера сопоставимы с квартплатой, а комфорт — несравнимо выше. Можно жить дома как в хорошем отеле: кроме круглосуточной охраны дозаказать клининг, услуги горничной, прачечной, технический сервис, вызов такси, бронирование столика в ресторане. В нашем AVENUE APART на ул. Академика Павлова в 30–40 из 319 апартаментов проживают их владельцы. Некоторые приобретают апартаменты как первое жилье или первый капитал для подросших детей. Некоторые — для собственных родителей, чтобы те были окружены комфортом и хорошим сервисом. В сервисных апарт–отелях, как правило, есть некоторое количество номеров, пригодных для семейного проживания. В AVENUE APART на ул. Академика Павлова таких около 15% от всего номерного фонда. Проект AVENUE APART на Малом пр. по количеству апартаментов и апартографии аналогичен первому. Конечно, те, кто живет в номерах Family, водят своих детей в школы и садики по соседству, но их число вряд ли способно создать серьезную нагрузку на социнфраструктуру района. Она точно не больше той, которую создают люди, приезжающие работать в Петербург и снимающие обычное жилье. Не говоря уже о том, что те, кто проживает в бизнес–классе, нередко отдают предпочтение частным школам и коммерческим садам. Важно помнить, что каждый гость, приезжающий в Петербург по делу, ради развлечения, учебы или лечения, каждый день своего пребывания приносит несколько тысяч рублей в экономику города. И апарт–отели как элемент туристической инфраструктуры добавляют Петербургу привлекательности. Это отлично почувствовали классические отельеры. Они внимательно присматриваются к сегменту сервисных апартаментов.
Николай Антонов
генеральный директор компании «МТЛ. Управление недвижимостью»
Апартаменты — это не какая–то российская придумка, а естественная возможность для инвестиций в недвижимость, очень похожая на то, что происходит в других странах мира. В Петербурге, если мы посмотрим портрет инвестора, — это наши соотечественники, в основном петербуржцы, которые инвестируют в недвижимость в России. Причем еще недавно такого предложения для них просто не существовало. Зато была прекрасная возможность купить жилье в Болгарии, Черногории, Турции, прожить там 2 недели, а все остальное время сдавать свою собственность в аренду через управляющую компанию. Подчеркну — люди вкладывают свои средства в нашей стране, и еще один важный момент заключается в том, что для государства эти инвестиции абсолютно прозрачны. Достаточно посмотреть на счета управляющей компании и доходы инвесторов. Такая форма инвестирования не только имеет вполне обоснованную рыночную нишу, но и соответствует потребности городов по обслуживанию туризма. Ведь кто в основном останавливается в апартаментах? В 70% это туристы, которые приезжают с краткосрочными визитами, оставшиеся 30% делят сотрудники иностранных компаний, которые таким образом экономят в период командировок, потому что номер в апартаментах стоит дешевле, чем в обычной гостинице, и студенты, арендующие апартаменты на период поступления. Механизм инвестирования в апартаменты с целью извлечения дохода получил свое развитие в Петербурге. В Москве их чаще всего используют для постоянного проживания. Если говорить об апартаментах как о доходной недвижимости, порог входа на этот рынок довольно низкий: попробуйте приобрести коммерческую недвижимость в том же стрит– ретейле, там порог входа от 10–15 млн рублей и выше.
Вячеслав Семененко
генеральный директор «Мастер девелопмент»
В Москве апарт–отели занимают около 30% элитного сегмента. Существенная доля дорогих новостроек Петербурга также относится к элитным апартаментам, или апартаментам класса de luxe. Например, «Резиденция на Каменном», Royal Park, Del Arte, «Монферан» и т.д. Ряд из них находится на Каменном остове, где с 2005 года возведение жилья запрещено и все построенное может относиться только к категории нежилой недвижимости. Из очевидных и общеизвестных недостатков назовем отсутствие прописки, чуть более высокую ставку налога на недвижимость, что компенсируется меньшей кадастровой стоимостью. Налоги и тарифы на коммунальные платежи в России довольно низкие, поэтому эти факторы пока несущественны, тем более что некоторые покупатели оформляют апартаменты на юрлицо, чтобы отнести эти расходы к корпоративным затратам. Прописка также не сильно влияет на принятие решения. А вот локация, статус, видовые характеристики, собственная инфраструктура (консьерж–сервис, SPA, яхт–клуб, вертолетная площадка, просторный паркинг) играют куда более существенную роль. Для многих покупателей это даже не вторая–третья недвижимость. Часто это люди, живущие на несколько городов или стран, приезжающие в Петербург всего на несколько дней в месяц. И именно поэтому им абсолютно не нужен детский сад и поликлиники. Безусловно, среди клиентов апартаментов класса de luxe есть и семейные петербуржцы, но это особая категория покупателей, которая предпочитает частные школы и детские сады, лечится в лучших клиниках России. Именно поэтому говорить, что появление элитных апартаментов создаст дополнительную нагрузку на городскую социалку, не стоит, тем более что среднее число резиденций в апарт–комплексах составляет от 10 до 70 штук, а постоянно используемых для жизни — в разы меньше. При этом, если условия в очередной раз ужесточатся и девелоперам, занимающимися элитными апарт–комплексами, придется вкладываться в социалку, то выбора у них не будет, вырастет лишь цена апартов.
Галина Черкашина
руководитель проектов de luxe компании E&V
Одной из самых громких новостей конца 2018 года стала инициатива городских властей запретить в Петербурге строительство апартаментов. Что это: попытка защитить дольщиков или отсутствие последовательной политики в отношении инвесторов и всей индустрии гостеприимства? В 2018 году обе столицы пытаются решить одну и ту же проблему — перенасыщенность объектами, которые заявлены как апартаменты, но являются таковыми только на бумаге. По сути, и московский, и петербургский рынки оказались заполнены так называемым псевдожильем — зданиями, спроектированными как жилые дома, но для обхода градостроительных ограничений заявленными как апартаменты. Две столицы — два подхода к проблеме. В Москве в этом году предприняли попытку поставить знак равенства между апартаментами и жильем. А в Петербурге прозвучало предложение и вовсе запретить строительство новых апарт–комплексов. Одна из причин — покупатели апартаментов не обеспечены необходимой социальной инфраструктурой. Однако апарт–отели — это гостиничные объекты для временного проживания, требующие гостиничной, а не жилой инфраструктуры. Девелоперы изначально не строили в таких проектах школы и сады. А покупатели знали, что приобретают коммерческий объект для инвестиций или собственных нужд, однако никак не для проживания. Так к чему эти инициативы? С 1 июля 2019 года все апарт–комплексы должны в соответствии с законом «Об основах туристической деятельности в РФ…» проходить процедуру классификации. А перевод апартаментов в категорию жилой недвижимости позволит строителям псевдожилья избежать классификации и связанных с ней сложностей. И это вовсе не помешает покупателям «жилых апартаментов» сдавать их в аренду — правда, уже нелегально. В результате добросовестные девелоперы и инвесторы окажутся в невыгодном положении по сравнению с менее ответственными игроками. Запрет же на строительство апарт–проектов вовсе лишит граждан выгодного инструмента инвестирования. Надеюсь, в итоге здравый смысл возобладает и рвение наших законодателей будет направлено в мирное русло. Например, на проведение последовательной градостроительной политики, чтобы не допустить появления псевдожилья и помочь девелоперам и инвесторам работать на рынке апартаментов в стабильных и прозрачных условиях.
Константин Сторожев
председатель экспертного совета по апартаментам Российской гильдии управляющих и девелоперов, генеральный директор УК «Вало Сервис»