Треугольник права: кредитор — должник — инвестор

 

Представляя интересы кредиторов, мы часто сталкиваемся с тем, что должник, понимая, что со всеми ему не рассчитаться, выбирает одного из кредиторов и предлагает ему выкупить его долги или имущество с торгов, то есть стать инвестором.
К должнику предъявлены требования банка — залогодержателя, поставщика и еще нескольких кредиторов. Должник предлагает поставщику приобрести у банка право требования, обеспеченное залогом имущества. При этом имущество сдается в аренду дружественной компании, которая генерирует прибыль и продолжает погашать за должника долг перед поставщиком. В конкурсе управляющий при согласии залогового кредитора продолжает сдавать имущество в аренду, платежи в счет долга не прекращаются. При этом залоговый кредитор вполне легально имеет преимущественное право, в том числе на деньги от сдачи залогового имущества в аренду. Далее проводятся торги, на которых залоговый кредитор имеет фактическое преимущество перед иными потенциальными участниками, так как 95% от стоимости уйдет на погашение его же требования. Помимо этого, у залогового кредитора есть право оставить предмет залога за собой, если торги не состоятся. В финале должник и поставщик имеют работающий бизнес без долгов: захотят — будут вести его дальше вместе, не захотят — кредитор отобьет вложенное в покупку права требования с прибылью и выйдет из бизнеса. Так, дело о банкротстве становится сделкой M&A. Главное — правильно сопоставить цену покупки права требования и рентабельность бизнеса, а не стоимость каждого предмета залога в отдельности.
Нелегкая задача встает перед консультантом: с одной стороны, странно советовать человеку, которому и так должны, вложить в должника еще и стать его партнером. Но без инвестиций должник прекратит работу, имущество реализуют в пользу банка, а долг перед поставщиком останется непогашенным. Плюс кредитор–поставщик потеряет рынок сбыта.
Залог гарантирует соблюдение интересов кредитора: дает возможность косвенно контролировать использование имущества, юридическое и фактическое преимущество при его выкупе в процедуре банкротства. Единственное, что не охватывается залогом, это возможность фактического хищения предмета залога (например, части оборудования) должником. Но и эти риски можно свести к минимуму, поставив на производстве свою охрану. Безусловно, такие действия должника и кредитора можно квалифицировать как злоупотребление правом, можно попытаться оспорить преимущественное удовлетворение, условия аренды и т. д. Но кто из обычных кредиторов при наличии залогового станет проявлять такую активность? Ведь им в любом случае вряд ли что–то достанется от реализации предмета залога. Конечно, мы не советуем злоупотреблять своими правами, но сделать выводы и дать совет можно только в рамках конкретного дела.
Карина Епифанцева, партнер АО "Апелляционный центр"