Перспективы автопрома ухудшаются: торговые войны и падение спроса снижают доходы производителей

Эксперты Coface проанализировали основные факторы риска в секторе автопрома и оценили деловой климат в отрасли.
Основные факторы роста рисков в отрасли
Усиление сегментации рынка вследствие ужесточения требований природоохранного законодательства. Хороший пример реализации этого сценария – судебные тяжбы между Калифорнией и Федеральным правительством США по поводу новых нормативов по автомобильным выбросам. Калифорния имеет особое право устанавливать собственные экологические нормативы – в результате важный для американских автопроизводителей штат может задать более строгие требования к выбросам, чем другие штаты (в частности, республиканские штаты обычно устанавливают менее строгие природоохранные нормы), что приведет к дополнительным операционным трудностям для автопроизводителей. Учитывая, что на выборах в Конгресс демократам удалось получить большинство в нижней палате, можно ожидать, что ситуация только усложнится.
Общее замедление экономики. В Западной Европе продажи автомобилей растут. Так, за 8 месяцев с начала текущего года объем продаж в регионе вырос на 5,1%, почти достигнув докризисного уровня. При этом, однако, ожидается, что вместе с замедлением экономического роста региона (на 2018 год прогнозируется прирост ВВП на 2,2%, в 2019 – на 1,9%) постепенно упадут и объемы продаж. Замедление экономики может повлиять на уверенность потребителей и подтолкнуть их перейти к сберегательной модели поведения, отложив покупку новых авто до лучших времен.
Торговые войны. Торговый конфликт между Китаем и США приводит к росту цен на сырье, что снижает доходы автопроизводителей. Так, недавно Ford заявил, что повышение импортных тарифов США на сталь и алюминий снизило прибыль компании на 1 миллиард долларов. Другие автопроизводители тоже наверняка ощутят негативные последствия роста пошлин: Goldman Sachs прогнозирует, что, например, General Motors также может недополучить около 1 млрд. долларов. Кроме того, торговая война вынуждает производителей выбирать между повышением цен на свой модельный ряд или уменьшением своих доходов. Некоторые немецкие производители – например, BMW и Volkswagen – уже выбрали второй вариант.