На месте шведских бастионов. История городской застройки на примере Красногвардейского района

Автор фото: Сергей Вдовин
Автор фото: Сергей Вдовин

Выросший из шведского городка Красногвардейский район позволяет отследить историю городской застройки последнего столетия. Найдется все: монументальные постройки имперского периода, уже ветхие хрущевки, еще крепкие брежневки и пестрые башни посреди непроездных дворов новых кварталов.

Первые поселения людей, напрямую связанных с Петербургом, в устье Охты стали появляться уже через 12 лет после штурма Ниеншанца. В 1715 году было решено строить Партикулярную верфь.
Для работы на ней в город пригнали умеющих строить корабли архангельских и мурманских крестьян. Они и стали первыми жителями местности, уже тогда имевшей отношение к столице. Всего для плотников и мастеровых на месте бывшей шведской крепости построили 500 изб и простецкую инфраструктуру в виде церкви, аптеки и бани. С тех пор эти поселения сильно выросли и, прихватив Ржевку, Жерновку, Пороховые и часть Полюстрово, стали районом мегаполиса.

Дома на набережной

Наиболее эффектно район выглядит, если въезжать со стороны моста Александра Невского. Начинающийся за ним Заневский проспект встречает гостей почти симметричными зданиями курсов повышения квалификации комсостава ВМФ и врачей. Построенные в конце 1930–х годов, они получились под стать эпохе. Вроде бы громоздкие и тяжелые, но с однозначно и предельно точно передающей назначение построек архитектурой. Слева — для тех, кого недрожащей рукой поведут тонуть и топить других. Справа — для тех, кто будет ставить на ноги и заниматься психическим здоровьем уцелевших в походе везунчиков. Несмотря на некоторую мрачность, с функцией парадного фасада эти здания справляются не хуже, чем напоминающий гигантский мавзолей Дом Советов на Московской площади.
Гораздо более человечными выглядят кварталы вокруг — от Малоохтинской набережной до Новочеркасского проспекта, между Перевозным переулком и Таллинской улицей. Парадокс, но появившиеся там в жуткие 1930–50–е годы дома и по сей день подходят для жизни людей. С архитектурными излишествами, позволяющими отличить один дом от другого, не прибегая к оформлению фасадов в стиле вырвиглаз. Не стремящиеся достать до неба, но с высокими потолками в квартирах. С просторными зелеными дворами, в которых из–за малой этажности немного жильцов и поэтому не может быть много автомобилей.
Вкрапления подобных, хоть и более скромных, осколков сталинской эпохи разбросаны и в других местах района. На Среднеохтинском и Большеохтинском проспектах, улице Тарасова, Конторской улице и в некоторых других местах.

Тоньше, ниже, теснее

Вопрос "меньше, да лучше или больше, да хуже" почти всегда решается в пользу качества и в ущерб количеству. Но только если дело не касается жилищной проблемы в послевоенном СССР.
Хотя компромисс здесь был возможен. Им стали 14 экспериментальных крупнопанельных домов серии 1–506, построенных между Новочеркасским проспектом, Рижской и Гранитной улицами в 1957–1959 годах. С изолированными комнатами, раздельными санузлами и кухнями по 8,5 м2. С толщиной шлакобетонных стен 500 мм. С потолками 3 м, доступными сегодня в проектах бизнес–класса и подаваемыми как некий абсолютно запредельный шик. Площади однокомнатных квартир — 39 м2, двушек — 54 м2, трешек — 73 м2. Жилая площадь однушек составляла 22 м2, двушек — 37,5 м2, трешек — 50 м2. Вот такими домами могли, но не застроили Ленинград. В городе их насчитывается всего 35 штук.
Вместо них изрядную часть Красногвардейского района покрыли панельками самой дешевой серии 1–335. Себестоимость строительства 1 м2 жилой площади этих хрущоб составляла 95 рублей по курсу 1961 года. Качество — соответствующее. Так, толщину стен в зависимости от материала сократили до 30–40 см, потолки понизили до 2,54 м, кухни урезали до 6,3 м2. Жилую площадь сделали примерно как в современных (почему–то без стеснения называемых комфортабельными) жилых комплексах.
Впрочем, по данному параметру живопырки для строителей коммунизма порой даже дают фору многим современным аналогам. Например, в однокомнатных квартирах серии 1–335 жилая площадь — 18 м2, в двушках — 30–35 м2, в трешках — 42–48 м2. Квартиры с таким метражом жилой площади найдутся не в каждом современном комплексе. Даже если к площади комнат добавить половину кухни–гостиной.
В районе много застройки и позднесоветского периода — типовых многоэтажек 137–й, 504–й и 606–й серий. Более долговечные и теплые, а некоторые с такими изысками, как гардеробные и встроенные шкафы и кладовки. Но по сути такие же однообразные, как хрущевки. Гарантирующие при этом более плотную, чем прежде, застройку, дефицит озеленения, сложности с транспортом и толпы соседей.

Выше, ярче, дальше

К 1990–м годам время бетонных коробок закончилось. А в нулевых в район пришли новые строители.
Забавные порой в своей оригинальности. Например, ясно, что спецы по неймингу, назвавшие жилой комплекс "Большим домом на Неве", обладают изрядным чувством юмора. А застройщики как будто проросшего прямо из могил бывшего Мало–Охтинского кладбища жилого комплекса "Новый город" — храбростью.
Впрочем, встречаются и действительно интересные проекты. Недавно поблизости от станции метро "Ладожская" построен комплекс "ЗимаЛето". В следующем году на Магнитогорской улице, 11, начнется строительство комплекса Windsor. На этот раз застройщик будет творить в стиле кирпичного экспрессионизма. Проектов с неинтересной архитектурой у этой компании пока не было. Поэтому можно ожидать еще одно украшение для города.
Всего, по данным КЦ "Петербургская Недвижимость", в Красногвардейском районе сегодня представлено 13 комплексов общей жилой площадью 555,9 тыс. м2. В предложении находится 230,7 тыс. м2 жилья.
"Район интересен территориями для редевелопмента, — отмечает руководитель КЦ "Петербургская Недвижимость" Ольга Трошева. — Среди перспективных проектов — территория бывшего завода "Химволокно", территория НПО "Буревестник" на Малоохтинском проспекте".
По данным Colliers International, предложение в районе сегодня формируют ориентировочно 4,7 тыс. квартир. Средние цены в масс–маркете составляют 87 тыс. рублей, в бизнес–классе — 150 тыс. рублей за 1 м2. "Район очень разный, — отмечает заместитель директора департамента исследований Colliers International Людмила Заиченко. — Со стороны набережной Охты он подходит для жилья классов комфорт+ и бизнес. Здесь все участки уже либо застраиваются, либо приобретены. В граничащей с Мурино части хуже развиты инфраструктура и транспортная доступность. Локация подходит для массовой застройки сегмента эконом. Именно эта часть и составляет основной объем спроса в районе".
В тех краях строится сразу несколько крупных комплексов — "Цветной город", "Новая Охта" и "Ручьи". Доступные, высокие и, благодаря титаническому труду маляров, заметные издалека, они долгие годы смогут удовлетворять спрос на жилье.