Баланс на весу. Канатные дороги способны заменить часть дорогостоящего транспорта в крупных городах

Автор фото: Архив "ДП"
Новый федеральный закон приравнял канатки к общественному внеуличному транспорту. Безусловно, полностью заменить традиционные виды транспорта канатная дорога не сможет. Зато может разгрузить пробки на дорогах и стать отличным дополнением к инфраструктуре российских мегаполисов. Технология установки трасс позволяет воплощать в жизнь самые смелые и оригинальные решения", — рассказал "ДП" Максим Синельников, директор ООО "Доппельмайр Раша".
В этом году его компания построила в Шереметьево систему "поезд на канатной тяге", соединяющую терминалы аэропорта. "Такие дороги могут проходить не только по воздуху, но и по земле и под ней. Уникальным является то, что строительство велось под действующей взлетно–посадочной полосой", — поясняет Синельников. Данный вид транспорта оказался наиболее безопасным и приемлемым и сократил время в пути с 30 до 4 минут.
В начале 2012 года над Волгой была построена канатка MULTIX GD8, соединяющая город Бор с Нижним Новгородом. Дорога стоит на 10 опорах, при этом перепад высот составляет 57 м. Ее пропускная способность — 7260 человек в сутки, или 500 человек в час.
Вскоре канатной дорогой Doppelmayr с индивидуальными формами опор и кабинок будет оборудован строящийся на ВДНХ парк развлечений.
В Петербурге 5 лет назад тоже была идея соединить при помощи канатной дороги Приморский район с Крестовским и Васильевским островами. Напрямую от Парка 300–летия до Васильевского острова через Финский залив — чуть более 2 км, поэтому при скорости 7 м/с преодолеть это расстояние можно было бы за 5–6 минут. Проект предусматривал строительство двух опор высотой с 17–этажный дом и остановки у стадиона на Крестовском. Планировалось, что 18 кабин вместимостью 35 человек могут перевозить до 4,5 тыс. пассажиров в час на уровне 53 м над Невой. Однако — не сложилось.
"Практически в каждом регионе есть энтузиасты, желающие построить канатную дорогу, так как это поможет решить ту или иную транспортную проблему с применением очень современного и красивого вида транспорта. Сейчас ведутся переговоры на эти темы в нескольких регионах", — комментирует Евгений Казаков, руководитель отдела продаж ООО "Доппельмайр Раша".

Дешевле метро

Строительство канатных дорог значительно дешевле, практичнее, экологичнее и быстрее устройства любых других транспортных артерий, заверяют их создатели. Стоимость канатки, равно как и сроки реализации, зависит от ее типа, производительности, потребности в дополнительных станциях, рельефа местности, высоты и сложности опор. Та же компания Doppelmayr под ключ строит одну канатную дорогу около 9 месяцев. Стоимость линии с двумя станциями протяженностью 2–3 км в среднем — 1–1,5 млрд рублей. Нижегородская канатка длиной 3661 м обошлась инвестору в 850 млн рублей.
По расчетам проектировщиков, канатная дорога в Петербурге стоила бы почти 7,5 млрд рублей. Для сравнения: одна станция метро в Москве требует инвестиций в размере 8–10 млрд рублей, а сроки ее возведения — 5–6 лет.
При этом канатная дорога всегда выигрывает на эксплуатационных расходах, так как система практически полностью автоматизирована, проста в использовании и не требует многочисленного персонала на обслуживание.

Чуть энергозатратнее фена, чуть опаснее лифта

Одна такая дорога длиной около 10 км позволяет перевозить 5 тыс. человек в час непрерывно в каждом направлении. По данным экспертов, затраты энергии на перевозку одного пассажира на канатной дороге меньше, чем в метро или трамвае, в несколько десятков раз. Например, современный подъемник в немецком городе Кобленц, перевозящий 3600 человек в час, потребляет для транспортировки одного пассажира 0,1 кВт / ч, что сравнимо с 5 минутами работы бытового фена.
Согласно статистике, современные канатные дороги занимают второе место по безопасности на всем сроке их эксплуатации, уступая только лифтам. Они обеспечены многочисленными системами видеонаблюдения и контроля, технологической системой контроля каната, системами мониторинга инженерных конструкций и сооружений, антивандальными ограждениями механизмов и конструкций. Так же, как монорельсы и фуникулеры, они регулируются всеми положениями об общественном транспорте, в том числе системами контроля.
В мире
Город Ла–Пас в Боливии плотно застроен домами, а его улицы слишком узки для проезда. Постоянные пробки не давали жителям быстро добраться до места назначения. В 2014 году власти города начали решать проблему при помощи канатных дорог. Фуникулер здесь стал самым часто используемым транспортом. На начало 2018 года в Ла–Пасе было построено уже шесть линий канатных дорог (30 км). Одна из них соединила Ла–Пас с пригородом Эль–Альто. Пробок не стало, а в город приезжает больше туристов, чтобы с высоты птичьего полета посмотреть на его красоты.<br />> Город Чиатура в Грузии называют городом канатных дорог. Он расположен в горной местности, а его районы находятся на разных высотах с перепадом около 100 м. Поэтому канатные дороги являются здесь основным видом перемещения в разные концы города, а для местных жителей жизнь без них уже не представляется возможной. Всего здесь 10 линий пассажирских канатных дорог.<br />> Открытие самой длинной канатной дороги в мире, 3S Hon Thom в Южном Вьетнаме, состоялось 4 февраля 2018 года на острове Фукуок. Ее длина — 7899,9 м. Дорога соединила два курортных острова — Фукуок и Хон Тхом. На дороге функционируют 69 кабин вместимостью до 30 пассажиров в каждой, она перевозит 3500 человек в час в каждом направлении. Скорость доходит до 8,5 м / c, что позволяет добраться с одного острова на другой на 15 минут быстрее, чем получается на моторной лодке.