Гладкие формулировки. Как Россия "захватила" Амурскую область в оборонительной войне

Автор фото: ТАСС

Приятно думать, что Россия всегда воевала в гуманных целях.

В Благовещенске обиделись на учебник отечественной истории. Где написано, что Амурская область, некогда — территория Китая, была Россией "захвачена" (а не, к примеру, присоединена). Воспользовавшись тяжелым положением Китая, Россия сдвинула границу вглубь его территории относительно той, что была установлена еще в XVII веке. Ну в крайнем случае можно сказать "отжата". По учебнику, мы даже оказались в хорошей компании: "Россия захватила Амурскую область, Франция — часть вассального Китаю Вьетнама, Япония — некоторые острова". Но родитель одного ученика затеял скандал. Как же так, русские — и вдруг захватили? Судя по цитируемым участникам, скандал получился хороший, громкий. Доцент из Благовещенского педагогического университета Дмитрий Буяров сказал, что "формулировка, конечно, звучит непатриотично и режет слух". В издательстве "Просвещение", выпустившем учебник, сразу заявили, что проведена работа над ошибками: Англию и Францию оставили, Россию убрали. В гимназии, ставшей эпицентром скандала, успокоили: "Учителя для того и есть, чтобы разъяснять текст учебника".
А неделей раньше был другой занятный казус. 200 тверских чиновников и депутатов отправили в Москву на торжественное богослужение, посвященное 700–летию гибели благоверного князя Михаила Тверского. Либеральные СМИ писали о якобы принудительном характере мероприятия и страданиях местных жителей, которым отменили электрички ради крестного поезда из Твери в Москву и обратно. Но не будем отвлекаться на эту поверхностную шелуху и посмотрим вглубь.
Михаил Тверской жил в самом начале XIV века, когда разгоралась финальная битва за геополитическое доминирование между Москвой и Тверью. Князья обеих ездили в Орду к хану, которого они называли своим "царем", интриговали там друг против друга, добиваясь ханской благосклонности и ярлыка на великое княжение. Михаил был неплохим политиком, но в 1318 году он приехал к татарам чуть позже своего московского коллеги Юрия, и тот успел накрутить хана, поэтому тверского князя заковали в колодки, мучили и потом казнили. Через 9 лет в Твери вспыхнуло антиордынское восстание, и объединенное московско–татарское войско сына Юрия, знаменитого "собирателя русских земель" Ивана Калиты, вырезало все Тверское княжество. С тех пор татары считали москвичей самыми верными союзниками и за редким исключением доверяли ярлык только им.
На первый взгляд кажется, что отправлять тверских чиновников в Москву молиться там Михаилу — изощренный цинизм. Но мы продолжим наш исторический экскурс. Михаил был канонизирован в 1549 году, во времена Ивана Грозного. Не то чтобы Грозный сильно любил сепаратистов, скорее наоборот (в 1570 году, например, устроил резню в Новгороде, обвинив его в желании отколоться). Смысл канонизации, скорее всего, был в том, что все русские земли теперь собраны под Москвой и все местные святые, символы отдельных территорий, становятся общими. И не важно, с чьей подачи их умучили двумя веками ранее. Поэтому съездить тверичам в Москву помолиться своему убитому москвичами святому — обычное дело.
Эти два события, видимо, лежат в одной идеологической парадигме. Которая тезисно формулируется так: Московское царство разрослось до границ Российской империи благодаря исключительно оборонительным войнам. И если исторические факты или историческая память ей противоречит — тем хуже для них.