Как выжить онлайн–магазинам детских товаров. Рыночная ситуация — это вызов, рождающий новые идеи

 

В 2011 году, когда мы начинали работать, петербургский рынок интернет–магазинов детских товаров не был таким насыщенным, как сейчас. За эти годы структура рынка сильно изменилась: на смену региональным площадкам, нацеленным на работу с петербургскими клиентами, пришли игроки федерального масштаба. К сожалению, некоторые детские интернет–магазины отправились на интернет–кладбище. Например, на рынке колоссально отразился уход сетей "Дети" и "Здоровый малыш".
Если все будет развиваться такими темпами, то на рынке останется несколько крупных игроков. Сейчас нашими конкурентами являются не только специализированные продавцы детских товаров, но и универсальные интернет–площадки, маркетплейсы. Наш товар появляется практически у них у всех. В кризис цена стала очень важным фактором, если у меня по какой–то категории упали продажи, я понимаю: кто–то из конкурентов дал скидку. Большой вызов для нашего рынка — сокращение рождаемости. Впрочем, это не останавливает универсальных игроков, они не отказываются от продажи детских товаров. Ведь такие товары обеспечивают хороший трафик, формируют новую клиентскую базу. Да и частота покупок детских вещей выше, чем условной бытовой техники.
Для нас пиком роста стал 2016 год, тогда в Петербурге еще не развернулись московские сети и не успели так быстро подхватить местных онлайн–клиентов. На мой взгляд, в нынешних условиях у местных интернет–площадок есть несколько способов сохранения своих позиций. Во–первых, нужно оставаться специалистом в своей нише. Маркетплейсы составляют ассортимент детских товаров из хитов, а специализированные магазины предлагают полную линейку товаров. Во–вторых, необходимо развивать сервис и клиентоориентированность. Не каждый универсальный магазин предлагает доставку своими курьерами, а для потребителей товаров для детей это важно. Например, не каждая мама будет рада, если товар ей в квартиру принесет человек с простудой.
В–третьих, небольшая компания более гибка в принятии решений, она может построить работу так, чтобы услышать покупателя и, например, добавить в ассортимент товары, которые интересуют какую–то конкретную группу клиентов. В–четвертых, выигрывают интернет–магазины, у которых есть офлайн–точки продаж. Покупатель может прийти, покатать коляску, записать всю информацию и заказать товар онлайн. Мы тоже думали над этим направлением именно из–за удобства для покупателей.
И в–пятых, на нашем региональном рынке до сих пор пользуется популярностью реализация детских товаров по социальным картам. Большие маркетплейсы не могут использовать данную опцию — организация, которая осуществляет реализацию товаров по социальным картам, должна пройти квалификационный отбор и быть зарегистрирована в Петербурге.
В любом случае текущая рыночная ситуация — это вызов, и именно он способствует появлению новых идей и изменений.
Татьяна Каверина, директор интернет–магазина Helptomama.ru