Роботы не нужны. Ресторанам важен человеческий контакт

 

Рестораны — это все–таки заведения такого формата, где очень важен человеческий контакт, важен официант, шеф–повар, весь персонал, начиная от тех людей, которые встречают вас на входе, заканчивая теми, кто работает на кухне. Люди идут в ресторан прежде всего за сервисом. Поэтому, чтобы здесь все автоматизировать, потребуется очень много времени. Автоматические системы на кухне — это формат, больше подходящий фастфуду. В том же "Макдоналдсе", где все этапы приготовления пищи зарегулированы донельзя, уже сейчас большую часть работы выполняют различные автоматические системы. Это видно уже на этапе заказа — сейчас повсеместно устанавливаются киоски самообслуживания. Про то, что происходит на кухне, рассуждать сложнее, компания держит многое в тайне, но не так давно директор по технологиям "Макдоналдса" рассказывал о планах компании по цифровизации. Он выделил улучшение работы с клиентами с помощью искусственного интеллекта, машинного обучения и облачных систем. Также речь шла о сокращении времени простоя на кухне с помощью ботов и внедрения вербальных команд.
Периодически делаются попытки запуска технологических проектов в кулинарной сфере. Например, был придуман довольно несложный робот–бармен, который смешивает и разливает коктейли. Но пока все это скорее эксперименты, которые до сих пор никто не решался выводить на промышленные масштабы. Сейчас в сегменте фастфуда сложились такие условия, что внедрение инноваций и дальнейшая автоматизация будут обходиться дороже живого сотрудника. Но если ситуация в будущем поменяется и человеческий труд начнет цениться выше, чем машинный, то найдутся способы решения и для задач, которые остались не автоматизированы. Пока что даже простенький многофункциональный манипулятор с небольшой рабочей областью, который может выполнять элементарные задачи на кухне, стоит от 500 тыс. до 1 млн рублей, а это весьма ощутимая сумма. Эти же деньги в виде зарплаты вы будете платить человеку в течение 2–3 лет. И при этом мы еще не учитываем расходы на обслуживание техники. Потому что сервис подобных устройств стоит гораздо дороже, чем замена одного сотрудника другим.
Гораздо больше перспектив для автоматизации я вижу в агропромышленности. Там уже широко внедряются беспилотные летательные аппараты для оценки качества урожая, мониторинга процесса роста растений. Автоматизируется и сам сбор урожая. Ну и дальше — упаковка и транспортировка продукта, на этих этапах машина также успешно может заменить человеческий труд.
Александр Капитонов, кандидат технических наук, ассистент кафедры систем управления и информатики университета ИТМО