Банкуют все. Несколько петербургских банков должны успеть до конца года получить базовую лицензию

Автор фото: ТАСС

Сразу четыре банка в Петербурге получили базовые лицензии за 2 последних месяца. До окончания реформы банковского сектора осталось меньше 3 недель. К 1 января 2019 года все отечественные банки должны получить универсальную или базовую лицензии. Кто не успеет — тот должен перейти в разряд небанковской кредитной организации или вовсе получить статус микрофинансовой компании.

Универсальные лицензии банки получают автоматически, если их капитал равен или превышает 1 млрд рублей. Тем же банкам, у которых капитал на 1 января 2018 года был ниже 1 млрд рублей, но выше 300 млн рублей, на раздумье был дан год: сдать лицензию, найти инвестора для пополнения капитала или пройти необходимые процедуры для оформления базовой лицензии.
Процесс переоформления лицензии небыстр и требует денежных затрат: нужно провести собрание акционеров, получить одобрение внесения изменений в устав, зарегистрировать их и сообщить в ЦБ РФ. Затем — ждать заветной бумажки с гербовой печатью.
Из петербургских банков почти каждый второй (11 из 27) обладал капиталом менее 1 млрд, что означало продолжение работы на банковском рынке под базовой лицензией. Из них четверо ("Оранжевый", Витабанк, Севзапинвестпромбанк и "Невастройинвест") переоформили лицензию за последние несколько недель. Получил ее и единственный в Ленобласти банк "Берейт".
На каком варианте лицензии остановили свой выбор оставшиеся — Невский народный банк, "Викинг", "Прайм Финанс", — неизвестно.
Также непонятно, сумеют ли удержать свою универсальную лицензию Заубер Банк и СИАБ: их капитал на 1 ноября 2018 года — 1057 млн и 1020 млн рублей соответственно, что чуть выше требуемого минимального капитала универсального банка.
Как ранее неоднократно рассказывали в ЦБ РФ, переход на трехуровневую банковскую систему должен стать исключительным благом с точки зрения надзора. С 1 января 2019 года в России банки будут разделены на системно значимые, с универсальной и базовой лицензиями.
Зампредседателя Банка России Василий Поздышев заявил в конце прошлой недели, что на сегодня уже 119 банков получили базовую лицензию и 31 банк находится в процессе перерегистрации. "Мы ожидаем, как и рассчитывали, что около 150 банков перейдут на базовую, а остальные смогут нарастить свой капитал до 1 млрд рублей", — подчеркнул он. По словам Поздышева, всего на данный момент в банковской системе РФ насчитывается около 460 банков, 202 из них региональные. ЦБ РФ рассчитывает, что пропорциональное регулирование сделает кредитные организации более устойчивыми и позволит банкам с базовой лицензией поддержать кредитование малого бизнеса.

Несущественные ограничения

Банки с базовой лицензией будут иметь упрощенное регулирование: для них будет действовать пять нормативов регулирования против 12 для банков с универсальной лицензией.
Но существуют и ограничения: им нельзя открывать филиалы и представительства за рубежом и кредитовать иностранных подданных, как юридических, так и физических лиц. Кроме того, им ограничат операции на фондовом рынке: покупать ценные бумаги можно будет только высшего (первого) уровня котировального списка. Также ЦБ РФ ужесточил значение норматива Н6 для обладателей базовой лицензии. Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков должен быть 20% от капитала, тогда как для универсальных банков этот норматив установлен на уровне 25%.
"Ужесточение максимального размера риска на одного заемщика стало наиболее болезненным для банков с базовой лицензией, поскольку требует урезания лимитов по работе с наиболее статусными крупными предприятиями региона и в отдельных случаях спровоцировало уход подобных клиентов с обслуживания", — считает Людмила Кожекина, младший директор по банковским рейтингам "Эксперт РА".
Тем не менее, по ее мнению, принятые послабления способствуют снижению издержек у банков, а установленные ограничения снизят риски и позволят сконцентрироваться на работе с региональными и муниципальными организациями, малым бизнесом и физическими лицами.
Эксперты осторожно предполагают, что существует вероятность хорошей статистики по маржинальности и операционной эффективности, которую со временем покажет сегмент банков с базовыми лицензиями.
"Вносятся изменения в порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам. Они содержат нормы, направленные на поддержку и развитие банков с базовой лицензией (а также — проектного финансирования, малого и среднего предпринимательства)", — считает Карина Артемьева, руководитель департамента финансовых рейтингов НРА. "Излишне напоминать, что наблюдаемое уже достаточно давно ужесточение подходов к резервированию снижает прибыль банков и, как следствие, оказывает давление на капитал и нормативы. Вероятно, при снижении уровня сложности тех правил, которые банкам необходимо соблюдать при формировании резервов и классификации активов, банки с базовой лицензией смогут рассчитывать на снижение давления на свой финрезультат", — полагает эксперт.

Кто успел

Как только стало известно о внедрении трехуровневой банковской системы, большинство региональных банков захотели сохранить у себя универсальную лицензию, которую они имели по умолчанию. Но по мере приближения лета большинство из них передумали и согласились на базовый формат.
Из петербургских банков не захотели работать в ограниченных условиях по базовой лицензии всего два банка: допэмиссию в текущем году провели Заубер Банк и принадлежащий экс–главе комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга Сергею Бодрунову Санкт–Петербургский банк инвестиций. В результате собственный капитал у них на 1 ноября 2018 года превысил миллиард на 57 млн рублей и 101 млн рублей соответственно. Банк "СИАБ" имел капитал более 1 млрд рублей уже в начале года, у него с получением универсальной лицензии проблем не возникло.
Другим банкам, чтобы остаться с универсальной лицензией, пришлось бы наращивать капитал сразу на сотни миллионов рублей. Но они этого делать не стали. Так, как сообщили "ДП" в "Прайм Финанс" (на 1 ноября 2018 года собственные средства — 332 млн рублей), банк уже выразил свое желание перейти на базовую лицензию, документы направлены в ЦБ. Утвердили изменения в устав и акционеры банка "Викинг" (892,8 млн рублей) и ожидают получение лицензии до конца этой недели. В Невском народном банке (капитал 583,4 млн) не ответили на запрос "ДП" о сроках получения лицензии.

Под вопросом

Как известно, три петербургских банка сейчас находятся на санации: БалтинвестбанкАбсолют Банка), Балтийский банк (у Альфа–Банка) и "Таврический" (у банка "Международный финансовый клуб"). Санаторы проигнорировали вопросы "ДП" о планах на лицензии. Скорее всего, некоторые санаторы вовсе откажутся от лицензий санируемых банков. Особенно актуально это для Балтинвестбанка с его отрицательным капиталом 14,3 млрд рублей и для "Балтийского" — минус 3 млрд рублей. Впрочем, как показывает опыт, санируемые банки живут по индивидуальным правилам, формируя четвертый уровень банковской системы страны.
Эффект от разделения банков на три группы будет виден не ранее чем через год. А пока идут разговоры об очередных послаблениях.
Как ранее писал "ДП", до конца следующего года все банки должны оснастить отделения оборудованием для сбора биометрических данных. ЦБ РФ сейчас обсуждает возможность отложить этот срок минимум на год (до декабря 2020 года) для банков с базовой лицензией: они маленькие, им можно.
Прежде всего сам банк определяет, какую лицензию ему выбрать — базовую или универсальную. Безусловно, крупные банки — и по капиталу, и по территориальному признаку, и для поддержания собственного престижа — останавливаются на универсальной. Перед теми, у кого капитал приближен к 1 млрд рублей, возникла дилемма: на каком варианте остановить свой выбор, увеличивать или сохранять капитал на том же уровне. В самом начале, когда объявили о планах разделения лицензий, большинство банков устремились к получению универсальных, но сегодня все же тенденция пошла в обратную сторону. Думаю, что после длительных размышлений банки стали склоняться к выбору базовых лицензий. Причиной послужили провозглашенные незначительные послабления со стороны надзора, которые носят тем не менее больше декларативный характер.
Владимир Джикович
президент Ассоциации банков Северо–Запада
Темпы получения банками базовых лицензий впечатляют. Если на начало лета текущего года в целом по стране их получили всего два банка из 486 действовавших, то к началу октября базовые лицензии получили уже 50 банков (или 11%). Кстати, пропорция в Петербурге в части наличия банков с базовой лицензией выше, чем в целом по стране: в городе это практически каждый шестой банк. Оперативность вполне объяснима — против распоряжений Банка России возражать не принято. Также понятно, что возможности банковской базовой лицензии априори выше, чем статус НКО или МФО.
Карина Артемьева
руководитель департамента финансовых рейтингов НРА

В контексте

Банкам должно быть лестно, что Банк России поверил в них. И дал им целых долгих 12 месяцев для того, чтобы они увеличили капитал кто в два, а кто и в три раза — до заветных 1 млрд рублей. А кто плохо работает и не успеет, пусть готовится к сокращению масштабов бизнеса.
Очередным нововведениям Банка России можно уже не удивляться. Кажется, все действия надзорного органа направлены на то, чтобы оставить в современной банковской системе пару–тройку банков, которые станут, во–первых, ручными и полностью подконтрольными, во–вторых — с кем можно будет и в разведку пойти, если вдруг понадобится.
Попытка разделить, пересегментировать и рассортировать банки по масштабности, значимости, территориальной представленности, нравственной чистоте акционеров, специфике бизнеса клиентов прошла почти успешно. Теперь новая волна: у кого нет миллиарда, как говорил когда–то один ныне опальный экс–бизнесмен, те могут сворачивать бизнес.
Официально раздробление банков на трехуровневую систему преподносится как проявление со стороны надзора заботы о младших братьях. Правда, одной рукой им разрешают не выполнять часть нормативов, другой рукой — запретили кредитовать системно значимые предприятия. Стоит ли говорить, что треть малых банков в стране живет в регионах и кредитует именно свои региональные градообразующие предприятия. С 1 января их место займут банки с более качественными — универсальными — лицензиями. Если, конечно, крупным банкам покажется интересным открыть в регионе отделения, набрать персонал и нести расходы на филиал, прибыли с которого будет мало, если только не повысить тарифы.
Жизнь уже показала, что там, где работает один–единственный банк, размер его комиссий всегда почему–то выше, чем в среднем по стране.
Альтернатива, предложенная Банком России тем, у кого нет миллиарда, заставляет улыбнуться. На полном серьезе им предложили потерять название "банк" и стать некоммерческой кредитной организацией. Или вовсе войти в ряды излюбленной у части населения аббревиатуры — получить статус МФО. Сами виноваты, если за долгие годы не смогли нарастить свой капитал до миллиарда. Примеров, что кто–то из 460 банков согласился на смену статуса, пока нет.
О том, что нововведения вступят в силу, банкам сообщили всего за год, а не за 5 или 10 лет. Столь короткий срок для новых правил игры в условиях сжимающейся экономики выглядит как очередная попытка избавления от лишних банков.
Интересно, а если завтра в ЦБ РФ созреет новый план, допустим, о необходимости размера капитала 100 млрд рублей? Банкам будет предложено переименоваться в ломбарды?