Спорт по сценарию: как прошел чемпионат России по артистическому фехтованию

На соревнованиях по артистическому фехтованию и не захочешь — а внутренние страхи преодолеешь.

До сих пор в нашем неформальном "спорт–краш–тесте" я описывал свой опыт от посещения тренировок по разным видам спорта, которыми мог бы начать заниматься современный мужчина для укрепления здоровья и получения положительных эмоций. Но спорт, очевидно, состоит не только из тренировок. Рано или поздно почти во всех дисциплинах занимающиеся (при должном усердии, таланте и желании, разумеется) принимают участие в соревнованиях разного уровня — от клубных до международных. Поэтому не коснуться такого аспекта было бы крайне неправильно. А тут еще и повод появился — в конце ноября в Москве прошел 11–й чемпионат России по артистическому фехтованию, в котором ваш покорный слуга принимал участие в составе команды Петербурга.

Костюмированный чемпионат

Сперва немного стоит рассказать, что же такое арт–фехтование. Известно, что спортивное фехтование делится на три основные дисциплины — фехтование на саблях, шпагах и рапирах. Но мало кто знает, что уже больше 10 лет в России существует официальная спортивная дисциплина под названием "артистическое фехтование". По артфеху проводятся регулярные соревнования регионального и федерального уровня, а раз в 4 года — чемпионат мира. Кстати, последний мировой турнир проводился в 2016 году в России, в подмосковной Коломне.
Отличий у артистического фехтования от привычного очень много. Во–первых, соревнования проходят на сцене — и выглядят, на первый взгляд, скорее как театральный перформанс. Во–вторых, сами спортсмены выглядят очень непривычно: вместо белых костюмов и масок они носят мушкетерские плащи, широкополые шляпы, средневековые сюртуки и кафтаны, а также кринолиновые платья, кольчуги и доспехи — в зависимости от того, какой теме посвящен тот или иной номер. На сцене бывают и декорации, и статисты, как в настоящем спектакле.
Порой можно увидеть самую настоящую дуэль или групповой бой на разных видах европейского холодного оружия. Все номера тщательно режиссируются и репетируются на протяжении многих месяцев. Но это отнюдь не означает, что исполнители не умеют фехтовать по–настоящему — судейская коллегия на соревнованиях очень внимательно следит, чтобы бои выглядели максимально реалистично, а их участники демонстрировали не только знание, но и разнообразие техники. Здесь не получится выучить одну "коронку", которая станет "палочкой–выручалочкой". Еще важный момент — отсутствие защитного снаряжения. В артфехе работают на репликах боевого оружия, и неумение хорошо им владеть могло бы привести к множественным травмам. Поэтому каждый спортсмен обязан держать под контролем напарника (или даже нескольких), свое оружие и оружие других участников постановки.
Сегодня секции артистического фехтования представлены в разных городах России. Пожалуй, больше всего их в столице, в Петербурге тоже есть несколько групп, но большинство из них пока занимаются этим спортом для своего удовольствия и не участвуют в соревнованиях. Единственным активным коллективом являются арт–фехтовальщики Международной академии фехтовальных искусств (МАФИ), которую я и представляю.
И раз уж мы в этой рубрике регулярно обсуждаем возраст, в котором можно начать заниматься тем или иным видом спорта, традицию нарушать не будем. Артистическое фехтование — это та дисциплина, в которой возраст почти не важен. Более того, слишком юные спортсмены не смогут выступать в серьезных чемпионатах до наступления определенного возраста. А вот верхняя граница отсутствует, что позволяет претендовать на награды как молодым людям, так и представителям старшего поколения. Лично я пришел в этот спорт ближе к 40 годам, и я там далеко не самый старший.

Две минуты на все

От теории — к практике. Прошедший чемпионат России стал для меня не первым вызовом такого уровня. Мне уже доводилось выступать в дисциплине "упражнение "соло", поэтому выбор остановил именно на ней. Уточню, что арт–фехтование состоит из нескольких дисциплин ("группа — античность", "группа — от XVI века", "дуэт — свободный стиль" и т. д.). Кстати, всего петербургская команда везла на чемпионат восемь номеров в разных дисциплинах.
Упражнение "соло" чем–то похоже на ката в восточных единоборствах. Спортсмен на сцене имитирует бой с одним или несколькими воображаемыми противниками, причем по его движениям в идеале зрители должны "увидеть" именно настоящий бой, ощутить, что на сцене не один человек, а несколько. Это требует от участника не только хорошей формы, но и высокого артистизма (практика показала, что с обеими этими характеристиками у меня не задалось, но, как видите, это меня не остановило). На номер дается 2 минуты, из которых не менее 1 минуты 20 секунд должно быть отведено непосредственно фехтованию — иначе выставят штрафные баллы, которые существенно снизят место в турнирной таблице.
Участие в чемпионате для меня, как это ни странно, началось с бритья. По задумке, я должен был изображать бравого гусара начала XIX века — а они, как мы знаем из кино и книг, не носили бород, зато щеголяли пышными усами. Пришлось соответствовать. Зато я теперь отлично знаю, что никогда не буду носить усы в обычной жизни: по мнению других членов команды, в таком виде я похож на Марио или Бората. Но ради искусства пришлось потерпеть.
Сами соревнования, по международным правилам, проходят в течение 2 дней. Первый условно можно назвать репетиционным — всем командам дается время "попробовать" сцену. Второй день — уже "официальный", когда номера идут в установленном порядке, бдительные судьи внимательно следят и оценивают участников.
И вот, находясь за кулисами, с нетерпением жду своего выхода. Пытаюсь взять себя в руки и погасить панику, борюсь с желанием позорно сбежать. Выхожу на сцену в полумраке, видя перед собой зал со множеством людей. Отключаюсь от действительности, превращаясь на время в своего персонажа… Увы, но в этот раз желаемого результата добиться не удалось. В своей дисциплине занимаю невысокое место — надо было больше и тщательнее тренироваться. С другой стороны, сам факт участия в таком мероприятии уже заставляет сердце биться чаще.
А еще мое участие именно в "соло" позволило в полной мере насладиться другими номерами: на сцене сменяли друг друга древние греки и русские богатыри, французы, шотландцы и итальянцы, сказочные персонажи, герои литературы и кино. А когда подвели итоги судейства, выяснилось, что команда МАФИ в целом выступила успешно, петербургские спортсмены заняли несколько призовых мест, увезли домой два комплекта серебряных медалей и вдохновение для следующих номеров.
Традиционно в конце "краш–теста" чуть коснусь пользы данного вида спорта. Пожалуй, говорить о том, что фехтование полезно в любом виде, уже не стоит.
Улучшение осанки и координации, легкость движений и повышение активности — все это вы заработаете вне зависимости от того, на каком оружии станете заниматься. Артистическое же фехтование помогает улучшить и "внутреннюю форму". Сцена заставляет победить внутренние страхи. А перевоплощение в разных героев дает возможность почувствовать себя на время совсем другим человеком, что позволяет взглянуть на себя со стороны.
Да и вообще приятно примерить гусарский или мушкетерский костюм, хотя бы на короткое время став персонажем любимой книги или фильма.