Клиент без перспективы. Рост спроса на услуги такси не привел к увеличению корпоративных продаж автодилеров

Автор фото: Сергей Ермохин
Демпинг агрегаторов и появление новых жилых районов, удаленных от метро, привели к тому, что такси для жителей Петербурга и Москвы стало одним из видов общественного транспорта. Спрос на услуги по перевозке динамично растет, и аналогично увеличивается потребность в обновлении и расширении таксопарков. Однако зачастую дилеры работают с такси неохотно и отдают предпочтение другим корпоративным клиентам.

Рост и передел

Рынок такси за последние несколько лет переживает сильную трансформацию. С 2014 года доля коротких поездок существенно выросла, и, как следствие, средняя стоимость услуги такси снизилась более чем на треть, подсчитали в аналитическом центре при правительстве РФ. Сервисы онлайн–заказа такси, появление которых и стало причиной всех изменений, продолжают отбирать долю у традиционных перевозчиков. Основные игроки на этом рынке сегодня — "Яндекс.Такси" и Uber, Gett Taxi, Maxim и другие.
Как и во всем мире, традиционные такси пытались остановить передел рынка, проводя забастовки и используя другие рычаги. В войну таксистов и агрегаторов вступают и власти. В правительстве Москвы предложили запретить агрегаторам устанавливать тарифы на поездки, закрепив это право только за перевозчиками. В петербургском комитете вопрос "ДП" об изменениях на рынке такси не прокомментировали.
"Мы уже видели попытки регулировать цены — в советские времена. Сейчас стоимость поездки регулируется рынком", — отметили в диспетчерской службе такси "Везет". Впрочем, некоторые игроки рынка называют конфронтацию агрегаторов и перевозчиков "выдумкой журналистов". Свою позицию такие эксперты аргументируют так: благодаря агрегаторам "традиционные" таксомоторные компании могут сэкономить на рекламе, ничего не вкладывать в поиск клиента. Кроме того, представители традиционных такси уверены, что они и агрегаторы работают на разные целевые аудитории с разными потребностями.
"Услуги агрегаторов выбирают по цене те, кто хочет быстро добраться из точки А в точку Б. Нас выбирают люди, которым важно, какой водитель их везет и насколько безопасной окажется поездка", — рассказали "ДП" в компании "Таксовичкоф". Особенно это касается работы с корпоративными клиентами, которые, по словам участников рынка, остаются лояльны традиционным перевозчикам.

Рынок уходит в тень

На ноябрь 2018 года число официально зарегистрированных такси в Петербурге составляет около 36 тыс., по данным городского правительства. На весь Северо–Западный федеральный округ на конец 2017 года приходилось 54 тыс. активных лицензий, подсчитали аналитики при правительстве РФ.
Однако точно оценить рынок такси невозможно, уверен председатель некоммерческого партнерства "ОПП "Петербургское такси" Александр Холодов, и, по его словам, виной этому как раз агрегаторы. "Сегодня можно устроиться на работу в такси, не имея разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. Я лично проделывал такой эксперимент. Агрегаторы никаких документов от меня не потребовали", — рассказал эксперт. Представители таксомоторных компаний подтверждают, что рынок такси наполовину находится в тени. По официальным данным, объем нелегального такси в России составляет 0,09% от ВВП.
"Все налоги от такси сейчас поступают напрямую в соседние страны, куда иностранные водители–нелегалы отправляют заработанное. Город при этом не получает ничего. Решение этой проблемы может дать городскому бюджету свыше 1 млрд рублей", — считает Алексей Эвентов, генеральный директор ГК "Такси 6000000".

Без лица

Возможность подрабатывать в такси через агрегаторы стала стирать границу между корпоративными и частными клиентами автодилеров.
В среднем доля продаж корпоративных клиентов в Петербурге, по оценке участников рынка, составляет 20%. У каждого дилера это значение разное — многое зависит от популярности брендов. В Volkswagen доля продаж юридическим лицам может доходить до 50%, тогда как в брендах Mitsubishi или Mazda — не более 10%. По данным агентства "Auto–Dealer–СПб", за 9 месяцев 2018 года в Петербурге продано 114,7 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей. То есть на корпоративных клиентов пришлось около 23 тыс. машин.
При этом доля официальных такси в этой цифре минимальна — всего около 4% от всех продаж. Об этом говорит число выданных лицензий на машины 2018 года выпуска.
На снижение доли таксопарков в списке клиентов дилеров влияет и общее сокращение инвестиций в бизнес на рынке перевозок, отмечают игроки рынка. Более того, дилерам неинтересно работать с таксопарками.
Как объясняет автомобильный эксперт Виталий Новиков, несмотря на большие объемы продаж, таксопарки требуют максимальных скидок и, как правило, не возвращаются на сервисное обслуживание. Также такие клиенты просят отсрочку по оплате и другие уступки со стороны дилера. В результате доходность от таких продаж минимальна.
"В то же время при единичных продажах есть возможность индивидуально подойти к закупке конкретного автомобиля с особыми опциями. Опять же конечный пользователь — руководитель организации. Для себя любимого хочется предусмотреть максимальное количество нюансов", — рассказал представитель ГК "Мега Авто" Константин Лудилов. Как отметил Александр Кумпан, исполнительный директор "Аксель Групп", также дилеры отдают предпочтение вместо такси небольшим корпоративным клиентам, которые приобретают автомобили в лизинг.
"У нас доля лизинга у корпоративных клиентов составляет уже более 60%, и мы ожидаем, что цифра будет расти и дальше", — заявил он. По словам бизнесмена, такая тенденция вызвана тем, что свободных денег у бизнеса становится все меньше.
Одна из главных проблем в перевозках пассажиров, что перед человеком, желающим честно работать или подрабатывать в такси, используя личный автомобиль, стоит множество барьеров. Главный из них — оформление разрешений "на железо". Второй — регламенты, которые нужно соблюдать для поддержания разрешений на перевозку пассажиров, которые уже изжили себя и не обеспечивают должного уровня безопасности. Третья проблема — сложность налоговой составляющей. Отличный способ упростить этот процесс — дать перевозчикам возможность выбора: отчитываться по выручке и платить 4% или не отчитываться и платить фиксированный платеж. Если в такси будут допущены самозанятые граждане, это позволит вывести рынок из тени.
Евгений Львов
председатель совета директоров ГК "Везет"
Сегодня появилась возможность удаленного трудоустройства водителей с упрощенной передачей документов и тестированием на знание ПДД. Так, в целом IT–инвестиции в этом году были увеличены на 62% в связи с развитием программного обеспечения компании, расширением географии и появлением новых партнеров. При этом дополнительные финансовые вложения сохраняются. Это и затраты на ежедневный техосмотр машин, и медосмотр водителей, фотоосмотр, выездной контроль водителей.
Вячеслав Алексейцев
руководитель отдела инвестиций компании "Таксовичкоф"