Автомобиль со временем станет услугой, а не товаром. Производителям машин выгодно создавать собственные агрегаторы

 

Рынок такси за последнее десятилетие стал, вероятно, единственным сегментом экономики, где происходит снижение тарифов на услуги. При этом издержки игроков растут. Только за последние 3 года стоимость бензина выросла на 30%, увеличиваются расходы на другие наиболее затратные статьи. На этом фоне продолжается борьба агрегаторов, которые изменили отрасль, что привело к вымыванию некоторых таксопарков и новым отношениям между сегментом такси и всей автомобильной отраслью.
Сегодня крупные агрегаторы зарабатывают на объемах поездок и стараются масштабировать свои бизнес–процессы без увеличения издержек. Чего не скажешь о таксопарках, которые в силу объективных причин не могут оптимизировать автомобиль до какого–то предела, обеспечивающего высокую маржинальность.
Их экономика может вырасти в случае, если агрегаторы начнут повышать тарифы на поездки, но мы этого пока не наблюдаем. Рынок такси очень чувствителен к таким изменениям. Он вырос за счет снижения стоимости заказов, что привело к доступности сервиса для большего количества людей. Вывод — роста цены поездки ожидать не стоит, иначе рынок начнет сжиматься и загрузка машин таксопарков упадет до предела, когда под угрозой окажется весь бизнес.
Не дают особого снижения издержек для таксопарков и отношения с официальными автомобильными дилерами. Таксопарк с ними пересекается только в момент получения машины — это практически единственная возможность дилера получить прибыль на объеме заказа. Автомобиль проще купить с помощью все тех же агрегаторов, которые имеют партнерские программы с автопроизводителями и лизинговыми компаниями. Что касается обслуживания, это тоже сомнительное удовольствие при нынешнем стремлении сократить издержки. Я не встречал практики, чтобы более–менее крупные таксопарки обслуживались у официальных дилеров. Как правило, они сотрудничают с различными автосервисами, которые не занимаются продажей автомобилей, а фокусируются на ремонтных работах.
Второй вариант — это собственное СТО. Но его рентабельно развивать при парке объемом более 100 автомобилей. В этом случае сокращается скорость обслуживания, что дает предпосылки для увеличения прибыли, производятся оптовые закупки запчастей, масла и др. Остается лишь вопрос загрузки мощностей.
Могут ли дилеры изменить сложившуюся ситуацию? Уже навряд ли. С течением времени, по моему прогнозу, их количество будет сокращаться. Зачем мне покупать машину, если она мне не нужна 24 часа в сутки? Я буду брать ее в аренду и не думать о каких–то дополнительных издержках на содержание. В перспективе, понимая этот тренд, производители начнут создавать собственные агрегаторы (такси, каршеринг или какие–то новые сервисы) или вступать в коллаборацию с уже действующими игроками. Мы это видим, например, уже в Китае, Евросоюзе и США. Автомобиль в будущем станет услугой, а не товаром.
Сергей Муравьев, генеральный директор ООО "Эверест 8800" (федеральный партнер агрегаторов такси)