Уик–энд потребления. Интерес к "черной пятнице" проявляют офлайновые магазины и продавцы продуктов

Автор фото: ТАСС

Участники распродажи "черная пятница" строят оптимистичные планы.

В эти выходные в России пройдет ежегодная распродажа "черная пятница". Традиция проводить тотальные распродажи на следующий день после Дня благодарения в США появилась еще в XIX веке, название "черная пятница" закрепилось за этим днем в 60–х годах XX века. В России последние несколько лет этот рай для любителей покупок устраивали разные организаторы, в этот раз они поделились на две группы.
Одна площадка, b–friday.com, работает при поддержке двух крупнейших ассоциаций рынка, к акции, изначально проходившей под эгидой РАЭК (Ассоциации электронных коммуникаций), присоединилась Ассоциация компаний интернет–торговли (АКИТ). Вторая площадка — blackfridaysale.ru, ее организаторы — ООО "Блэк Фрайдэй" и Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ).
На эти выходные у ретейлеров большие коммерческие планы. Общие расходы россиян во время акции могут достигнуть 52 млрд рублей — это на 57% больше, чем в 2017 году, дают прогноз АКИТ, РАЭК и "Билайн Бизнес". Речь идет про траты россиян на всех площадках, в интернет–магазинах и офлайновых точках.
Организаторы b–friday.com говорят и о росте популярности "черной пятницы" у бизнеса — все больше компаний, в том числе и офлайновые, предлагают своим клиентам скидки, приуроченные к дню распродаж.
Некоторые одноименные акции стартовали еще в начале месяца. "Покупатели тоже активнее интересуются этим днем, это видно по росту числа запросов из года в год, все более известной акция становится в регионах", — делают выводы в b–friday.com.
Для шопоголиков на обеих площадках доступны скидки на бытовую технику, товары для дома и ремонта, одежду и обувь, косметику, зоотовары, еще представлены среди участников видеосервисы, организаторы лотерей и отели.
Как правило, в эти 3 дня ноябрьских распродаж популярны недорогие смартфоны (по данным Price.ru, в 2017 году их продажи выросли на 40%) и гаджеты для спорта. Продажи телевизоров в прошлом году выросли на 48%. Активно покупают бытовую технику — в "черную пятницу" прошлого года продажи стиральных машин выросли на 44%, пылесосов — на 75%, посудомоечных машин — на 71%.
Обратили внимание на ноябрьский бум покупок и продавцы продуктов и готовой еды. На сайте площадок среди участников можно найти "О’Кей", "Азбуку вкуса", "Ашан", Delivery Club, "Бургер Кинг".
"Пятерочка" впервые участвует в ноябрьской распродаже и объявила аж 2 недели "черных пятниц".
Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов отмечает, что в этом году поступает гораздо меньше жалоб на продавцов, они не так сильно "хулиганят" с ценами. По его словам, ретейлеры научились делать грамотные предложения, а не рассматривать распродажу как способ избавиться от завалявшегося товара.

Три дня роста

Продавец товаров для животных Petshop.ru проводит "черную пятницу" уже 7 лет.
"Черная пятница" для нас — главная распродажа года, скидки самые большие, — делится директор по маркетингу Petshop.ru Дмитрий Аксенов. — Ожидаем рост в 10 раз по сравнению со среднедневными продажами, а с каждым годом количество клиентов, покупающих в "черную пятницу", увеличивается на 50–70%".
В этом году по ряду категорий у AliExpress и Tmall во Всемирный день шопинга, который проходил 11 ноября, спрос вырос от 30% по сравнению с прошлым годом.
"Мы уверены в повышенной покупательской активности в "черную пятницу", так как эти распродажи традиционно открывают сезон предновогодних продаж и позитивная динамика Всемирного дня шопинга продемонстрировала желание покупателей активно готовиться к праздникам", — констатируют в компании.
В "Юлмарте" в прошлом году за 7 дней акции продажи участвующих в ней товаров увеличились почти в 3 раза в денежном выражении. Трафик на сайте вырос более чем на 50%. В этом году интернет–ретейлер ждет сопоставимых результатов.

Скидка за лояльность

"По нашим оценкам, в этом году спрос на технику и электронику в рамках "черной пятницы" вырастет в полтора раза по сравнению с обычными днями осени", — ожидает директор по стратегическому маркетингу группы "М.видео–Эльдорадо" Александр Ерофеев. Верхние строчки в рейтинге максимальных скидок в этом году заняли телевизоры, добавили в компании.
Объединенная компания "Связной|Евросеть" не участвует в "черной пятнице" в ее классическом понимании, а проводит свою акцию в качестве дополнительной лояльности и снижает цены на часть своего ассортимента в онлайне.
В прошлом году в период акции выручка ретейлера выросла более чем в 2 раза, в этом году "Связной|Евросеть" ожидает рост общей выручки на 80% в сравнении с прошлым годом, а по сравнению со средними ежедневными показателями — примерно в 1,5–2 раза.
Помимо самих офлайн–магазинов устраивают рекламные кампании и некоторые торговые центры. Около 25% арендаторов ТРЦ "Охта Молл" подготовили предложения для "черной пятницы, и торговый центр тоже сконцентрировался на проведении собственных ярких рекламных кампаний, стимулирующих продажи.
В ТРЦ "Жемчужная Плаза" директор по маркетингу компании SRV Надежда Пукшанская ожидает прироста трафика на 8% в часы проведения акции.