Рабочее прошлое

Невский район постепенно утрачивает имидж рабочей окраины. После переноса заводов и редевелопмента территорий о прошлом этих мест будет напоминать только станция метро, названная в честь класса–гегемона советского периода.

Невский район начал формироваться в первой четверти XVIII века. Тогда началось строительство ведущего в Архангельск Шлиссельбургского тракта, известного сегодня как проспект Обуховской Обороны.
На въезде в город, неподалеку от Невского монастыря, ставшего впоследствии Александро–Невской лаврой, построили сторожевую заставу и назвали ее Невской. К XIX веку это название распространилось на все земли вдоль левого берега Невы до села Рыбацкое.

Не город–сад

Земли за нынешним Обводным каналом были розданы аристократам — графу Румянцеву, князьям Потемкину, Вяземскому и Куракину. Несмотря на появление там дворянских усадеб, эта территория стала развиваться как промышленный, а не дачно–парковый район. Отчасти благодаря собственникам. Тот же Потемкин в 1777 году перенес сюда из Назии свой Стеклянный завод.
Еще раньше, в 1744 году, появился Императорский фарфоровый завод, а в конце XVIII столетия — Александровская бумагопрядильная мануфактура. В XIX веке здесь построили три металлургических и машиностроительных предприятия — Александровский чугунолитейный, Невский литейный и механический и Обуховский заводы. Впрочем, предприятия на левом берегу Невы были еще задолго до основания Петербурга.
Например, у нынешней станции метро "Елизаровская" в середине XVII века работал завод, поставлявший кирпичи для города Ниен. Смена общественного строя ничего не изменила. После 1917 года Невский район продолжил развиваться как рабочая окраина крупного города.

Когда строили памятники

С той поры территория бывшей Невской заставы выросла. Увеличилось население, а вместе с ним и жилой фонд. Так, между Большим Смоленским и Железнодорожным пр. можно обнаружить дома практически все типов: от двух–трехэтажных домиков, именуемых "немецкими коттеджами", до старого фонда. Но большинство жилых домов района построено все же в советское время.
Недвижимость на участке, тянущемся от Фарфоровской ул. до станции метро "Рыбацкое", также разнородна. Парадной улицей этого микрорайона можно считать Ивановскую. Ее архитектурная концепция была разработана еще в 20–х годах прошлого века. Четвертая часть выстроенных вдоль нее домов получили недавно статус памятников архитектуры. Выглядят они не менее эффектно, чем на пр. Стачек или Московском.
Можно предположить, что, не случись в 1955 году постановления об устранении излишеств в проектировании и архитектуре, участок от ул. Седова до путепровода, соединяющего Ивановскую с пр. Славы, был бы таким же монументальным.
Домам, расположенным правее и левее — до ул. Полярников и бульвара Красных Зорь, а также ближе к Володарскому мосту, — претендовать на статус памятников сложнее. Но это все та же сталинская застройка. Менее оригинальная, но такая же помпезная и по–своему интересная. Более новые дома — в Рыбацком, где строить начали в 80–х годах прошлого века. Чаще всего встречается панель любых серий (121, 137, 600.11, 606). Есть и кирпичные дома. Добротные, надежные и скучные. Архитектурными памятниками точно никогда не станут. Как и жилье в правобережной части района, полностью возведенное в советское время.

Настоящий Веселый

За Октябрьскую наб. взялись в начале 30–х годов прошлого века и завершили ее к концу 50–х. Этим можно объяснить множество сталинских домов как на самой набережной, так и в ближайших к ней кварталах. Чем дальше от Невы, тем современнее и скучнее застройка: хрущевки, панель позднесоветских серий, редкие кирпичные дома. Ничего интересного, тем более веселого в этих кварталах нет и никогда не было, хотя место именуется Веселым поселком.
В середине XIX века на месте Дальневосточного пр. в районе ул. Челиева и Тельмана был поселок рабочих писчебумажной и суконной фабрик. Здесь же была немецкая колония Lustdorf, чьим не совсем точно переведенным названием и нарекли это место.
Впрочем, в последнее время правобережная часть района преображается. На углу ул. Крыленко и Октябрьской наб. появились по–настоящему веселенькие корпуса жилого комплекса "О’Юность". Рядом строится стилизованная под советское ар–деко "Цивилизация", гораздо более скромного размаха, но такие же монументальные "Ренессанс" и "Полис".
По данным Colliers International, по объему предложения в Петербурге Невский район входит в тройку лидеров после Приморского. Предложение сформировано прежде всего большими проектами редевелопмента вдоль Октябрьской наб.
"В основном на первичном рынке в Невском районе предлагаются проекты классов эконом и комфорт, цена квадратного метра в большинстве из них не превышает 95 тыс. рублей", — говорит заместитель директора департамента исследований Colliers International Людмила Заиченко.
По данным консалтингового центра "Петербургская недвижимость", в Невском районе сейчас реализуется 15 жилых комплексов совокупной жилой площадью 768 тыс. м2. Из них в предложении 309 тыс. м2.
Эксперты считают, что район продолжит рост в первую очередь за счет интенсивного жилищного строительства в зонах редевелопмента по двум берегам Невы — вдоль Октябрьской наб. и пр. Обуховской Обороны.