Не тормозить, а двигаться дальше

Снег рано или выпадет, а снегоходы лучше всего подходят для быстрой езды по заснеженным склонам и льду. Хотя чаще зимой используются квадроциклы, на которых можно кататься круглый год.

Применение снегоходов напрямую зависит от климатических условий — для передвижения на них нужен снег. Из–за не очень снежных и коротких зим в нашем регионе эксплуатация снегохода обычно ограничена 2–4 месяцами в году.
"Главное преимущество снегохода — он может двигаться по глубокому снегу со скоростью до 150 км / ч. При необходимости на снегоходе можно проехать и по воде. Двигаясь по льду и попадая в полынью, важно не тормозить, а двигаться дальше — снегоход способен справиться с задачей пересечения водной поверхности", — говорит Василий Федоров, менеджер отдела продаж ООО "Автополе Мото Кудрово".

Универсальная техника

Снегоходы делятся на четыре основных класса: утилитарные, туристические, спортивные и горные. Среди них наиболее востребованы утилитарные модели, которые благодаря своей универсальности могут использоваться и для развлечений, и для работы.
"Утилитарные квадроциклы занимают основную долю рынка, так как они более универсальны: есть возможность и покататься всей семьей, и преодолеть интересный маршрут, и утащить за собой прицеп с грузом. Утилитарные снегоходы также пользуются самой большой популярностью, так как можно и на рыбалку съездить, и компанией покататься", — объясняет Андрей Геращенко, коммерческий директор компании "Петросет Сервис".
Чуть менее популярны туристические снегоходы, которые отличаются повышенным комфортом, обладают большим набором полезных опций и лучшей динамикой. "Туристический сегмент снегоходов занимает второе место. Ленинградская область и Карелия — идеальные локации для катания на снегоходе и для небольших экспедиций", — рассказывают в пресс–службе компании BRP в России.
Меньше всего распространены одноместные спортивные и горные снегоходы. "Отсутствие в Ленобласти гор и сопок немного сказывается на продажах горных снегоходов, но для настоящих любителей отдыха это давно не помеха. Хибины, Приисковый, Ергаки, Хакасия — эти места уже давно полюбились петербургским снегоходчикам. Зимой инфраструктура в этих регионах оживает, и тишина сменяется ревом горных снегоходов", — отмечают в BRP.
Самые доступные снегоходы — утилитарные модели отечественного производства средней стоимостью 250–400 тыс. рублей. Цена импортных утилитарных снегоходов варьируется от 700 тыс. до 1,5 млн рублей. Сегмент спортивных и горных снегоходов представлен исключительно зарубежной техникой, ее стоимость стартует от 1,2 млн рублей.
Среди основных производителей снегоходов — канадская BRP (марки Ski–Doo и Lynx), японская Yamaha, американские Arctic Cat и Polaris. Отечественная техника представлена моделями "Буран", "Тайга" и "Тикси" производства компании "Русская механика".
"Зима в 2017 году не особо радовала жителей СПб и Ленобласти изобилием снега. Это, конечно же, сказалось на продажах снегоходов, — говорят в BRP. — Общий объем рынка сложно прокомментировать в цифрах. Однозначно можно сказать, что у производителей бюджетных снегоходов фиксируется снижение объема продаж. На рынке премиальной техники для активного отдыха изменения незначительны".

Техника на круглый год

Квадроциклы могут заменить снегоходы при отсутствии глубокого снега. Именно их чаще всего выбирают любители зимних развлечений. По оценкам Василия Федорова, сегодня соотношение использования снегоходов и квадроциклов составляет 30 к 70.
"С учетом того, что зима нечасто радует нас обилием снега, клиенты чаще всего покупают квадроциклы. Как раз основное преимущество квадроциклов — всесезонность. Но для езды по снегу снегоход нельзя заменить никаким квадроциклом, особенно если глубина снежного покрова превышает 50 см, когда квадроцикл просто ложится подножками на снег. Поэтому многие клиенты имеют в своем парке и квадроциклы и снегоходы", — говорит Андрей Геращенко.
По словам управляющего компанией "Мотопрайд" Сергея Ворганова, квадроциклам в базовой комплектации не составит труда проехать по снегу глубиной 30–40 см. Но, если установить гусеницы, технику можно эксплуатировать даже при более глубоком снежном покрове. За дополнительный комплект гусениц придется заплатить 300–350 тыс. рублей.
"С гусеницами проходимость квадроцикла резко увеличивается, хотя при этом он заметно теряет в скорости. Заводское ограничение по скорости с гусеницами составляет 40 км / ч. Для сравнения: утилитарные модели снегоходов на ровной местности развивают скорость до 100 км / ч, а спортивные — до 160 км / ч. При этом квадроцикл на гусеницах отличается лучшей маневренностью на сильно пересеченной местности", — отмечает Сергей Ворганов.
Стоимость отечественных квадроциклов составляет 350–500 тыс. рублей, импортных — от 900 тыс. до 1,5 млн рублей и выше. Производители российских квадроциклов — это компании "Балтмоторс", "Веломоторс" (марка Stels), а также "Русская механика". Иностранные производители — Arctic Cat, BRP, CFMOTO, Polaris, Yamaha и др.
"Повышение цен фиксируются у всех производителей техники для активного отдыха. Это связано с разными факторами: и с изменением курса валюты, и, конечно же, с утилизационным сбором, размер которого, к слову, в 2018 году снова увеличили", — сообщили в BRP.

Стоимость владения

Чтобы мототехника служила долго, нужно вовремя проходить ТО и использовать качественное топливо. Так, стоимость прохождения ТО составляет в среднем 20 тыс. рублей в год. Расход топлива производители снегоходов и квадроциклов не заявляют. Он, в зависимости от стиля езды, варьируется от 12 до 22 л на 100 км. Среди дополнительных затрат назовем и уплату транспортного налога, который составляет 1–4 тыс. рублей в год — в зависимости от года выпуска техники, срока эксплуатации и мощности двигателя.
"Для продолжительной службы квадроцикла или снегохода важны все те же правила, что касаются и иной техники: бережное отношение, своевременная диагностика и качественный ремонт в случае необходимости", — утверждает Василий Федоров.
По данным IndexBox Russia, объем рынка снегоходов в России в 2017 году составил 14,4 тыс. штук, квадроциклов — 18,5 тыс. штук. На Петербург приходится порядка 7–8% объема потребления данной техники.