Газомоторке не хватает сильного лобби. В России нет инфраструктуры, но есть стереотипы и сложная процедура регистрации газового транспорта

Зарубежный опыт говорит, что за газомоторным транспортом будущее. Это направление набирает особую популярность и в России — в связи с постоянным ростом стоимости топлива на фоне падения уровня дохода граждан. Немаловажно — автомобили на газе более экологичны и не так серьезно загрязняют атмосферу. Например, Италия является одной из передовых стран по числу машин на газе, отрасль там развивается с 1956 года. У них газомоторный транспорт очень популярен, каждая машина на этом топливе состоит на отдельном учете в обязательном порядке.
В Италии без специального приложения к ПТС водитель не сможет даже заправиться. В нем есть отметки о проведении техобслуживания и проверке баллона — раз в 48 месяцев. Итальянские власти поддерживают газомоторную отрасль налоговыми льготами для владельцев машин, развитием инфраструктуры и субсидированием автопроизводителей.
Однако в России, и в частности на Северо–Западе, данное направление развивается крайне слабо. Это касается инфраструктуры, правовых аспектов и даже кадровых проблем. Мы находимся в самом начале пути по регулированию и созданию законодательной базы для полноценного функционирования отрасли.
Первое, во что упирается развитие газомоторного транспорта, — это неразвитая инфраструктура, прежде всего небольшое количество АГЗС. На 5–миллионный Петербург, по нашим подсчетам, не более 70 таких заправок. В городе крайне мало компаний, готовых оперативно и качественно провести ремонт газобаллонного оборудования (ГБО).
Второе, что мешает многим перейти на газ, — многочисленные стереотипы, начиная от того, что автомобиль на газе обязательно взорвется, и заканчивая тем, что двигатель, работающий на этом топливе, быстро выйдет из строя. Третий фактор, который также не способствует развитию данной сферы, — это крайне сложная процедура регистрации ГБО в ГИБДД.
Естественно, у многих автовладельцев длительная и затратная процедура отбивает всякое желание регистрировать установку оборудования и в целом ставить ГБО на свой автомобиль. В итоге часть переоборудованных под газ автомобилей официально не регистрируются. В определенной степени такие машины представляют угрозу для всех участников дорожного движения, ведь контроль за ними отсутствует.
На данный момент в России по факту отсутствует сильное лобби для развития газомоторного транспорта. Министерство транспорта занято проблемами железнодорожного сообщения, автомобильными дорогами, авиацией, водным транспортом, то есть чиновникам не до газомоторки.
Национальная газомоторная ассоциация собрала авторитетных экспертов, но ничего прорывного они не предложили. Как не было, так и нет ни одного законопроекта, ни одной дорожной карты. На рынке есть отдельные игроки, кто вносит весомый вклад в развитие отрасли, однако, как бы бизнес ни старался, самостоятельно, без поддержки государства и других игроков, вытянуть отрасль до нормального состояния не получится.
Чингис Дашимолонов, генеральный директор ООО "ГазАвтосервис"