Дешевле и экологичнее. Почему так мало транспорта на газе

Автор фото: Евгений Асмолов

Рост стоимости бензина и дизеля в этом году спровоцировал увеличение спроса на автомобили, работающие на более дешевых видах топлива. Переводом своих машин на газ занялись не только профессиональные перевозчики, но и владельцы личного транспорта. Новая волна спроса на газификацию ожидается в начале 2019 года, когда вслед за увеличением акцизов вновь повысятся цены на бензин. Фирмы, которые переводят машины на газ, готовятся к дополнительным заработкам.

Удорожание на руку

Весной установщики газобаллонного оборудования (ГБО) обогатились. Как рассказывают игроки рынка, приток клиентов в апреле–мае был настолько высок, что баллонов для установок не хватало.
"В какой–то момент мы просто перестали брать трубку, потому что все равно предложить было нечего. Пришлось ехать за баллонами в Белоруссию", — рассказали в одной из петербургских компаний.
По словам Даниила Кузнецова, технического директора компании "Газомания", дефицит емкостей под метан ощущается до сих пор.
Цены на бензин и дизель, приближающиеся к отметке 50 рублей за литр, заставили задуматься об экономии всех. "Рост цен повлиял сильно. Если раньше основными нашими клиентами были таксопарки, то теперь за установкой ГБО обращаются и частные лица", — отметил руководитель СТО Kamkogaz Владислав Смирнов. Сегодня стоимость литра пропана составляет около 25 рублей, метана — 17 рублей.
К осени ажиотаж частично спал. Во–первых, остановился рост цен на бензин и дизель, во–вторых, подорожал пропан (цена газа коррелирует с ценой на нефть). "Экономия в понимании потребителей стала более сомнительной. Теперь мы ждем роста цен на бензин с начала года (из–за повышения акциза. — Ред.), чтобы разница с газом стала более очевидна", — рассказал директор компании "Точка ГБО" Александр Данилов.

Серый рынок

Конкуренция среди газовщиков с весны стала усиливаться. Объем рынка по установке ГБО в Петербурге участники рынка оценивают примерно в 250 млн рублей.
Отдельный и весьма доходный бизнес — подготовка документов для регистрации оборудования. Такая услуга стоит сегодня около 8 тыс. рублей на машину. Почву для развития этого направления создают контролирующие ведомства, отмечают игроки рынка.
Чтобы законно эксплуатировать автомобиль на газе, необходимо пройти предварительную экспертизу в Гостехнадзоре и только после этого устанавливать оборудование. Затем проводится повторная экспертиза, и только после этого автовладелец обращается в МРЭО, где в течение порой 3–4 недель он получит ПТС с необходимыми отметками.
На 2017 год в стране, по официальным данным МВД России, насчитывалось 212 тыс. автомобилей на газе, из них 121,2 тыс. легковых. Но участники рынка с уверенностью заявляют, что реальная цифра существенно выше, так как далеко не все оформляют перевод автомобиля на газ.
Как рассказал "ДП" исполнительный директор Национальной газомоторной ассоциации Василий Зинин, срок рассмотрения документов на перерегистрацию может составлять в некоторых регионах до 7 месяцев.
"Сейчас на утверждении в правительстве находится проект административного регламента МВД. Надеемся, что он будет подписан в ближайшее время, что позволит решить проблему с перерегистрацией транспортных средств", — заявил он.
Но уходят от контроля не только потребители, но и сами участники рынка. Так, установка ГБО производится зачастую в обычных автосервисах, не имеющих необходимых документов для работы с газовым оборудованием.
Также серая зона есть и на рынке автогазозаправок. Основные конкуренты "белых" игроков — так называемые бочки–модули. "Они, как правило, ставятся возле стационарных АГЗС и переманивают клиентов минимальной ценой, часто пренебрегая техникой безопасности", — рассказал главный инженер сети "Митекс" Василий Андрианов.
При этом, как отмечают участники рынка, недобросовестные бизнесмены не просто забирают у них хлеб, но и препятствуют развитию всей отрасли.
"Некачественный газ, который продают на таких заправках, сказывается на работе автомобиля, и в результате негативное отношение к себе получают все. Хотя на самом деле, если работать по всем правилам, эксплуатация транспорта на газе не несет никакой опасности", — заявила учредитель ООО "АТГ" Наталья Шнявина.

Чистый газ

Мешает распространению транспорта на газе во многом отсутствие в быту знаний о видах данного топлива. Госпрограммы для поддержки газифицированного транспорта касаются метана. Он наиболее экологичен, стоит существенно меньше пропана, зато в 2 раза дороже стоит установка на машину оборудования для метана.
Пока обычные автомобилисты не распробовали метан в действии, на это топливо стараются переводить городской пассажирский транспорт. Например, "Пассажиравтотранс" использует автобусы на таком газе с 2014 года.
Применение метана сокращает затраты предприятия по статье "топливо" на 36%, отметили в компании. Сейчас в автопарке ГУП 163 автобуса на метане, большая часть которых произведена под марками "ЛиАЗ" и "Волгабас". В следующем году городской комитет по транспорту планирует закупить для предприятия еще около 40 автобусов на метане. В комитете на запрос редакции не ответили.
Основной игрок на рынке в работе с метаном в стране — "Газпром газомоторное топливо". Сейчас в Петербурге всего шесть заправок с метаном — одна у "Газпромнефти", и пять у "Газпром газомоторное топливо" (большая часть из них — на территории автопарков).
Как рассказали в компании, сейчас ведутся проектные работы по строительству еще трех АГЗС, которые должны быть достроены к концу 2019 года. Еще по четырем проектам в Невском и Колпинском районах оформлены земельные участки, собираются данные для формирования проектной документации.
Весь транспорт, приобретаемый нами по различным схемам, оборудован исключительно газовыми баллонами. Нам известно, что власти рассматривают вопрос усиления контроля за работой компаний, занимающихся установкой и обслуживанием газобаллонного оборудования. Любое ужесточение требований к какому–либо объекту приводит к увеличению стоимости реализуемой продукции — в данном случае газа. Так что в случае принятия нового порядка лицензирования деятельности АГЗС цена топлива ожидаемо вырастет. Насколько — увидим.
Илья Берсон
операционный директор компании "ГрузовичкоФ"
Эксплуатация автомобилей на газовом топливе — перспективное направление. Отслеживая технологические изменения, "Деловые Линии" уже протестировали автомобили на газе. Но их стоимость выше бензиновых аналогов, обслуживание обходится тоже дороже. Однако эти затраты могут окупиться в течение года. Экономия на топливе при использовании автомобилей на газе превышает 41%, продлевается ресурс работы двигателя. Но важно понимать, что объем инфраструктуры пока не позволяет повсеместно использовать такие машины.
Александр Лашкевич
Директор По Взаимодействию С Отраслевыми Организациями Гк "Деловые Линии"
Ничего хорошего не бывает без плохих последствий. Газ более летуч, и, например, в Молдове с декабря этого года владельцы машин на газе уже не смогут пользоваться закрытыми парковками и подземными гаражами по этой причине. Лучше всего применять газ в большегрузных автомобилях, работающих на свежем воздухе, — фурах и автобусах. Там мы получим явную выгоду — и экологическую, и экономическую. Что же касается индивидуального транспорта, тут владелец машины должен решить сам, взвесив все минусы и плюсы подобного решения.
Юрий Шевчук
глава организации "Северо–Западный Зеленый Крест"