Деньги из шляпы. Мастерская шляпок за пять шагов

Автор фото: Сергей Ермохин
Татьяна Тараскина

Предпринимательница Татьяна Тараскина уже 23 года занимается изготовлением женских шляп. Головные уборы ее производства выставлены в десятке бутиков Невского пр., а в сентябре коллекцию из 15 шляп выкупил магазин аксессуаров при театре "Ла Скала" в Милане.

Татьяна Тараскина, инженер по образованию, первые шаги в бизнесе сделала еще в начале 1990–х. Она начинала с торговли шляпами собственного производства на рынке. Как ни странно, частному бизнесу помог крах гигантов советского шляпного производства.
"Руководители советских фабрик болели за производство. Поэтому, закрываясь, глава "Головных уборов" просто так отдал мне свои деревянные формы и машины. Часть рабочих изъявили желание работать со мной. С этого фактически и началось мое дело", — рассказала Татьяна Тараскина.
В память об уже не существующем предприятии в названии ее компании остались два слова: "Головные уборы Татьяны Тараскиной". Позднее часть форм перешли к предпринимательнице и от других исчезнувших с рынка поставщиков шляп.

От бомбоубежища к шляпному цеху

В 1995 году Тараскина зарегистрировала ИП и арендовала у города помещение площадью 200 м2 на Малоохтинском пр. Стартовые вложения пошли на ремонт, оплату аренды, закупку тканей и зарплату сотрудникам.
Затраты на "шляпный подвальчик", как называет свое помещение владелица, окупились в течение полугода. Приобрести в собственность его Татьяне Тараскиной так и не удалось, поскольку раньше помещение было бомбоубежищем. Годовой оборот компании сейчас составляет 6 млн рублей. Предприятие выпускает около 400 изделий. Производство одной дамской шляпки занимает от 15 минут до полутора часов в зависимости от сложности изделия. Основу для шляп — колпаки из фетра, велюра и шерсти — предприятие приобретает в Чехии и Китае.
Головные уборы фирмы Татьяны Тараскиной закупают такие магазины, как "Шаполе", "Красковская", Meldes, "Зимняя сказка" и др. В среднем у компании около 60 оптовых клиентов. Заказы на шляпы поступают также из Москвы, Волхова, Уфы, Омска, Новгорода и других городов России.

Объединение игроков

В сентябре шляпных дел мастер приняла участие в выставке "Нипель", организуемой правительством Петербурга. Модели компании были выставлены в Италии. В результате коллекцию из 15 шляп у предпринимательницы выкупил магазин аксессуаров при миланском оперном театре "Ла Скала".
На фоне ухудшения общего экономического климата Татьяна Тараскина уже 2 года отдает на реализацию товар в магазины верхней одежды. "Сейчас у населения заметно снизился доход, что отразилось и на моем бизнесе. Ведь шляпа — это, пожалуй, последнее, на что будут тратить деньги в кризис", — рассуждает она. В перспективе предпринимательница рассчитывает наладить взаимодействие с несколькими производителями шуб и сумок, для того чтобы поставлять свою продукцию в их фирменные магазины.
В Петербурге работает несколько десятков небольших производителей фетровых шляп, среди них Anna Andrienko millinery, OlgaWhite, ателье меха и кожи V. Ivanoff, "Мир шапок" и пр. Другие участники рынка также отметили тенденцию к кооперации с производителями теплой одежды. "В последнее время появилось много оптовых заказчиков. В основном это новые бренды, ориентированные на молодежь. К нам обращаются дизайнеры одежды с предложением о сотрудничестве. Хотят, чтобы мы создали капсульные коллекции шляп в дополнение к их продукции", — говорит Валерия Иванова, руководитель мастерской V.Ivanoff.