Ресторанное нашествие. Владельцы общепита активнее других предпринимателей ищут торговые помещения в Петербурге

Автор фото: Интерпресс
Автор фото: Интерпресс
По данным Urban hotels, ресторанный рынок Санкт–Петербурга насчитывает около 5 500 заведений. Как отмечает Frank St. Petersburg, 38% новых заведений, открывшихся в первом полугодии 2018 года, относятся к сегменту общепита, что на 9% превышает аналогичный показатель второго полугодия 2017 года.
По словам управляющего партнера Urban hotels Анны Пановой, большая часть ресторанов расположены в центре Петербурга, где основной тенденцией является формирование кластеров. Например, 30% всего стрит–ретейла на Невском пр. занимают заведения общепита. Активно открываются кафе, рестораны и бары на ул. Некрасова, ул. Жуковского, ул. Восстания, Литейном пр., Садовой ул., а также на главной ресторанной улице — Рубинштейна.
"Сейчас формируется большой квартал, где развиваются концепции общепита, — отмечает руководитель отдела торговой недвижимости Frank St. Petersburg Анна Лапченко. — Например, локация, ограниченная Невским и Литейным пр., ул. Восстания и Кирочной ул., а также локация, ограниченная наб. кан. Грибоедова, Б. Конюшенной ул., Б. Морской ул., Гороховой ул. Это центр города, проходные улицы с уже сложившейся ресторанной атмосферой". По словам эксперта, здесь много помещений в аренду со ставкой 2,5–3,5 тыс. рублей за 1 м2 в месяц. "И вряд ли в ближайшее время произойдет резкий рост ставок, поскольку предложений достаточно много, в отличие от ул. Рубинштейна, ресурс помещений которой ограничен", — поясняет Анна Лапченко.

Выше — дешевле

В настоящий момент самые высокие арендные ставки запрашивают собственники коммерческих объектов, расположенных на Невском пр. и вдоль ул. Рубинштейна. По данным Frank St. Petersburg, средние ставки на главной ресторанной магистрали города находятся в диапазоне от 4 тыс. до 6,5 тыс. рублей за 1 м2 в месяц, на Невском пр. они стартуют от 7 тыс. рублей и достигают 16 тыс. рублей за "квадрат" в месяц.
На Большом пр. Петроградской стороны, где также сосредоточено много ресторанов, ставки значительно ниже, и в среднем они составляют от 2 тыс. до 5 тыс. рублей за 1 м2 в месяц. В течение года ставки в среднем выросли на 5–7% в зависимости от локации.
"Высокая стоимость аренды и ограниченность предложения в центре приводят к тому, что арендаторы размещают рестораны не только на первых этажах, — рассказывает Анна Панова. — Около 20% предложения располагается на вторых этажах и в мансардах".
Значительно медленнее развиваются ресторанные улицы в спальных районах, где, по подсчетам Анны Пановой, находится около 40% всего предложения.
"Здесь это в основном точечные объекты, так как большое скопление подобных заведений будет негативно отражаться на жилой функции", — поясняет эксперт. Новые открытия на территории "спальников" происходят нечасто.
По данным Urban hotels, из более 20 заведений, открывшихся в октябре, лишь два объекта располагаются не в центральной части города. Исключение составляет Московский пр., который также обладает большим количеством ресторанов.
По данным JLL в Санкт–Петербурге, доля ресторанов в структуре арендаторов торговых площадей на этой магистрали составляет 22%, что больше, чем доля любого другого сегмента на Московском пр. "Здесь открыты проекты всех основных ресторанных групп, — добавляет руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт–Петербурге Владислав Фадеев. — Но за счет длины улицы плотность ресторанов на ней недостаточно велика, чтобы образовалась нужная синергия".

Возможность переезда

В последнее время участились разговоры о переносе увеселительных заведений с некоторых ресторанных улиц, поскольку шум мешает жильцам окружающих домов. Так, год назад от депутатов петербургского Законодательного собрания поступило предложение переселить всех рестораторов с ул. Рубинштейна в Апраксин двор. "Апраксин двор — прекрасная альтернатива в том случае, если реализовать концепцию, которая была у "Главстроя", — считает руководитель отдела исследований и консалтинга компании IPG.Estate Валерий Трушин. — То есть сделать его новой достопримечательностью, точкой притяжения туристов в центре. Возможно, при реализации такой концепции число ресторанов со временем там начнет расти, поскольку место будет более нахоженным, но сделать это волевым решением не получится, поскольку законы рынка таким образом не работают. Локация применительно к ресторанному бизнесу — это все–таки стихийный фактор, рестораторы в какой–то момент не договаривались садиться на Рубинштейна, просто исторически так сложилось".
Однако, по мнению экспертов, лишать город уже сформированных ресторанных кластеров было бы неблагоразумно.
"Нет необходимости и целесообразности в переносе ресторанов и баров с Рубинштейна куда бы то ни было, поскольку это очень интересная и самобытная улица, яркий центр притяжения как для горожан, так и для гостей города, — считает гендиректор Colliers International в Петербурге Андрей Косарев. — Другое дело, что Петербург заслуживает нескольких локаций подобного плана, как в силу развития туризма, так и с учетом того, что тенденция питания вне дома набирает обороты и у нас, и во всем мире. К тому же рестораны, кафе и бары стали местом для социализации".
По мнению Владислава Фадеева, в качестве достойной альтернативы ул. Рубинштейна может выступать Думская ул., на которой в настоящее время ведутся реставрационные работы по благоустройству фасадов зданий. Одним из преимуществ Думской является отсутствие жилых домов, наличие которых традиционно накладывает определенные ограничения на график работы ресторанов.