Победа над реальностью: "Несокрушимый" Константина Максимова

Автор фото: kinopoisk.ru
Ольга Погодина в роли Павлы в "Несокрушимом"
Российская патриотика, в сущности, способна запросто конкурировать с Голливудом, на технические или актерские несовершенства можно было бы закрыть глаза, если бы не один фундаментальный изъян. Он не имеет отношения к технике или мастерству. Этот психологический изъян — паническая боязнь создателей патриотики реальности. Они, с одной стороны, ее приукрашают, с другой — еще больше ужесточают. Авторы, конечно, имеют право на домысел, но в рамках исторической достоверности, иначе это просто комикс или альтернативная история. В стародавние времена подвиги было принято приукрашать, помещать в золоченую раму, но те времена прошли, и сегодня ценится как раз правдивый рассказ. Кроме того — это давно поняли в Голливуде — война, так сказать, самый гениальный режиссер. Так, как умеет она сталкивать людей и обстоятельства, не умеет никто. И в итоге рецепт успешного военного кино прост: доверяй истории, которая не всегда выглядит красиво или элегантно, — и она подарит тебе и сюжет, и героев, и экшен.
Это длинное предисловие необходимо, чтобы было понятно, почему фильм "Несокрушимый", посвященный реальному подвигу, выглядит неубедительно. В основу положена действительно героическая история экипажа танка КВ–1. Летом 1942–го у хутора Нижнемитякин Тарасовского района Ростовской области экипаж Семена Коновалова сумел уничтожить несколько десятков танков, бронемашин и автомашин противника. Подвиг показан, но авторы умолчали о предшествующих реальных обстоятельствах — почему одинокий танк оказался на пути врага. А тот, оказывается, заглох из–за поломки. Его починили, но внезапно появляется вражеская колонна. Наши танкисты тут же атакуют растерявшегося от неожиданности врага. И побеждают в неравном бою, расстреляв весь боезапас. После чего 4 дня пробираются к своим, еще и захватив по дороге в качестве трофея вражеский танк.
Вместо того чтобы рассказать эту историю, которая не менее захватывающа, драматична, авторы заново придумывают не только технические причины, но и глобальные: вплоть до того, что, по версии создателей фильма, наши войска в описываемый момент (июль 1942–го) не отступают до Сталинграда, как было на самом деле, а, наоборот, наступают.
Одно искажение влечет за собой другое, в результате нарушается логика — и рассказ о реальном подвиге превращается в водевиль. Не помогает даже точность в деталях — которой так гордятся авторы фильма, все эти КВ и Т–34, специально воссозданные для съемок.
В нашем кино, несмотря на весь милитаристский пафос, совершенно перестали учитывать психологию человека на войне. По версии авторов, Коновалов добился успеха потому, что нещадно муштровал свой экипаж, заставляя бегать кроссы и чуть ли не сдавать нормы ГТО. Авторы не могут понять, что на войне, кроме муштры, есть более важные вещи — доверие, человеческие отношения в коллективе. Именно благодаря этому и возникает та самая взаимовыручка в бою, которая приводит к победе. А человеческих отношений у нас на экране давно нет, одни только выдуманные фронтовые романы.